3 июня 2015 г.

Опера "Князь Игорь"

Почему-то многие уверены, что опера - это необъятная оперная дама или не менее необъятный монсеньор, которые солируют визгливые "а" и "о" на символическом возвышении посреди оркестра. Оркестр тоже играет что-то невразумительное, ничего не разобрать, все в официальных костюмах и вечерних платьях, пафос-пафос... никогда этого не понимала. Для меня опера - возвышенная и прекрасна форма искусства, магия невоплощенного творчества. Казалось бы, опера ничего не создает, как живопись, но при этом музыка и вокал одновременно нематериальны и материальны. Конечно, в интернете можно найти все что угодно, в самом высоком качестве записи, подчищенное и подтянутое там, где надо. Но одно дело когда ты сидишь рядом с колонками или в наушниках, и совсем другое, когда перед тобой живой человек создает эту магию.

Оказалось, попасть в оперу на классическую постановку Князя Игоря в оригинальной версии Бородина не так-то просто. Во-первых он нигде не идет, lol. Выбор невелик даже в Москве. Либо в Большой театр, где все афигенно красиво, хрустальные люстры, бархатные кресла и роскошные декорации, но дорогущие билеты и ты сидишь в жопе мира ничего толком не услышав и не рассмотрев. Либо Новая Опера, маленький зал со спорными декорациями, но хорошим звуком. Во-вторых если и идет, то в довольно своеобразных режиссерских интерпретациях, из-за которых я очень осторожно думаю о театре в принципе. Ну знаете, когда ты приходишь на Евгения Онегина, а там Ларина состоит в комсомольской партии, а Ленский контрреволюционер, поэтому и безвременно почил. Новое видение, авторская трактовка классического произведения, чтобы зритель не заскучал и получил хоть какой-то экшн. Жуть.
Когда мы наконец-то нашли билеты на Князя Игоря, я не переставала думать - только бы не авангард, только бы не символический постмодернизм, только бы это оказалась та самая скучная классическая опера! Но вроде бы все нормально. Посмотрев мельком записи на ютубе, я обнаружила достойное исполнении вокалистов и что-то похожее на доспехи и древнеэпический антураж. Так обрадовалась, что наконец-то, свершилось, попаду в оперу на Князя Игоря, что даже не обратила внимание на подозрительно короткий хронометраж и отзывы. Я, наивный чукотский мальчик, была свято уверена - что может испортить оперу?

Постановка Юрия Александрова — Вячеслава Окунева стала той самой «пятой колонной», которая неявно и не «в лоб», а очень завуалированно и исподтишка направлена на разрушение устоев не только русской патриотической оперы как музыкального жанра, но и устоев священной «русскости» вообще. (с) Игорь Корябин
Традиционные четыре акта сократили до двух, вырезав приличный кусок истории в половецком стане. Увертюра почему-то оказалась после пролога, в результате чего мы минут 15 слушали "главную тему" оперы на фоне закрытого занавеса. Потом я прочитала, что когда эта постановка давалась в Израиле, во время увертюры зрителям пустили субтитры, чтобы они хоть немного ориентировались в сюжете. Когда Игорь неведомым образов вдруг разом спасся из плена и все исполнители вышли на поклон, я поняла, что меня жестоко обманули. Я и подумать не могла, что можно просто взять и выкинуть половину оперы!

Что хотел сказать автор - вполне понятно. Достаточно посмотреть на подачу "русского", где все мрачно, все бухие, разврат, разбой и дикость, и "половецкого", где яркие краски, золото, легкие шелка и прочие экзотические конфетки. Неудивительно, что после такой подачи, зритель убежденно встает на сторону "благородного хана", в то время когда князь (и вообще все русские по сюжету) вызывает жалость, презрение и брезгливость. Людям, которые не знакомы с историей, давалась такая сильная русофобская пропаганда, что ой ей. Бородин, написавший каноничное и традиционно русское произведение в 19 веке до Лениных, Путиных, Малевичей и Кандинских, перевернулся в гробу наверное. 

Впрочем, визуальная составляющая, которая увела многих от темы, меня не смутила. Я довольно неплохо знаю оперу наизусть, поэтому ориентировалась в сюжете и происходящем больше исторически и на слух, чем зрительно. В моем понимании Игорь был герой, полководец, великий князь. У Ярославны были реальные проблемы и горе. А Кончак все-таки был захватчиком, ату его с земли русской! 
В Новой Опере зал небольшой, мы сидели ровно в центре, хотя и на 11 ряду, поэтому вся сцена и вся акустика приходилась точно по цели. С огромным удовольствием слушала все мужские арии и даже Ярославна была вполне себе, хотя одна из самых сильных арий плач Ярославны "ах горько плачу я" ей не удалась, как мне кажется. Зато совершенно великолепно отыграл хор девушек "мы к тебе княгиня" - до мурашек. На будущее буду иметь в виду, что в оперу мне всегда нужно брать носовые платочки, потому что я рева-корова. 
Второй и, как оказалось, последний акт потрясал красками - золотое, красное, синее, черное. Все очень ярко, красиво и пленительно. Все происходящее в половецком стане поражает воображение. Безумные пляски ст опорами и лошадиными головами, восточные танцы с обнаженными красавицами, шаманы с бубнами, совершенно невообразимые хороводы. Собственно, все, чтобы нетрезвый и павший духом Игорь переметнулся хану под крылышко. Впечатление было невероятное. Вакханалия. Безумство. Я думала еще чуть-чуть и разверзнется сцена, откуда прямо из преисподней вылезет Люцифер с армией штурмующих небеса. Музыка была соответствующая. Режиссер добился своего и притомившийся длинной увертюрой между актами зритель воспрял духом. Экшн как и обещали.
Но Игорь даже при сокращенной сюжетной версии на восточный иску не повелся и после пронзительной арии "ни сна ни отдыха измученной душе" (я прослезилась в очередной раз), споро сбежал из плена. Как, что, почему - режиссер счел необязательным. Так что вот он был Игорь в плену, а вот он уже обнимает Ярославну. Wat...?

И все же финал сделали очень внушительным, хотя и жутковатым. По классической версии все должно кончиться песнями и плясками, хэпиэнд во всей красе. Вместо этого на сцену вышел хор, одетый православными монахами с фосфорицирующими крестами на одеяниях. Символизм с надгробьями на кладбище вполне очевиден. Хор по традиции церковного пения исполнил что-то долгое и протяжное, а в это время на заднем плане медленно всходила луна...
Как бы то ни было, я невероятно счастлива, что была на опере, да еще и на своей любимой, пусть и не в классическом прочтении. Все-таки у режиссера хватило ума самые главные арии сохранить каноничными. Живая музыка, а уж тем более такие сильные партии и оркестр вообще производят сильное впечатление. Обязательно буду искать другие произведения, чтобы сходить и послушать в живую. И, на удивление, я хочу сходить на балет. Почему-то именно Спартак : ) Все-таки у меня слишком сильная страсть к историческим произведениям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий