28 ноября 2014 г.

Кризис безкнижья

" волшебство внутри "

Мне очень запали в душу слова Ника Перумова, когда он отвечал на вопрос об отношении к электронному и печатному формату книги. Он сказал очень просто: книга - элитный продукт и распространение цифрового формата только усилит этот факт. С одной стороны массовая доступность скачивания любого, в буквальном смысле - любого! - печатного издания не может не радовать. Некоторые энциклопедии из-за их толстого многостраничного формата читать физически неудобно. Опять же, какой плюс экологии, когда тонну книг можно поместить в читалочке, толщиной со школьную тетрадку. 

Но все же мне грустно. В отношении книгоиздательства я - старовер. Мне надо счупать, мне надо трогать, нюхать, собирать и расставлять на полочках, рассматривать обложку, тиснение, переплет. В эстетическом смысле книга - маленькое лаконичное совершенство, произведение искусства в способе передачи информации. Недавно была в Санкт-Петербургском Доме Книги. Это, наверное, самое мое любимое место в городе. Там всегда так красиво! Вообще, если вы были в здании Зингера, вы обращали внимание на его потолок? Он же великолепен! Модерн во всей красоте своих завитушек и линий. Какие там красивые двери с цветными стеклянным вставками! И, конечно же, как там много красивых книг!

Хотя тот же Перумов заметил, что скоро книги исчезнут как факт. И останутся, пожалуй, только подарочные издания да художественные альбомы с репродукциями живописи. Мы как раз беседовали в самом большом зале Дома Книги, и занимают его как раз альбомы художников, сборники по искусству и все такое соответствующее. Собственно, книг в Доме Книги унизительно мало. В нем как факт отсутствует стенд с религиозной литературой. Любой, в принципе - нет. Стеллажи с фантастикой недавно сократили до двух, среди которой унизительно мало иностранных авторов. Лема я вообще не нашла. В разделе исторической литературы исторического вообще не осталось. Раньше там можно было найти хотя бы художественные романы, сейчас же только какие-то бредни на околовоенную тему современных авторов. Историков типа Карамзина и Соловьева давно издают только подарочными неподъемными талмудами. 

Еще меня позабавил один факт, но уже в другом книжном - в Буквоеде. Там было гораздо больше книг и в принципе охват аудитории гораздо шире. Меня позабавило, что Евангелие в довольно карманном и приятном издании стоило около 600 рублей. И я с трудом его нашла на крохотном стенде с религиозной литературой. Рядом стояло наверное шесть разных изданий Корана. Красивых таких, с золотистыми уголками. На их фоне Евангелие просто потерялось. Зато все святые книги блекли на фоне огромного зала с эзотерикой. Вот уж где я не знала - то ли хохотать, то ли бежать за напалмом. Знаете, я оказывается очень скучно живу. В свободном доступе продается Некрономикон, Библия Сатаны, Практическая магия в тч магия вуду и всякие ритуалы на куриной крови, Велесова Книга, какие-то непонятные славянские сборники то ли волхвований, то ли еще каких-то заговоров. Вообще, очень, неприлично много на рынке книг на тему новоязычества. Обязательно с какими-то викингами на обложках при топорах и коловратах. Страшно. Еще страшнее от громадного количества тоненьких книжоночек по всяким восточным практикам: где и как открыть чакры, где закрыть, где проветривать, брошюрки с картинками по йоге, сборники рецептов аюрведы... И конечно же толпы людей, возомнившие себя духовными учителями. Учат всему: как есть, как спать, как мебель расставлять, как мужу тапочки приносить, как жену уму разуму учить, как сексом заниматься, когда попу мыть... При мне какая-то женщина с умным видом читала книгу заговоров на воду. Ну вот зачем, зачем тебе это...? Хотелось взять кулинарную книгу и подарить!

Собственно, мы постепенно возвращаемся в крепостной век, когда обладание книгой было роскошью. А если ты крепостной, то и литературы тебе не положено. Книги стали стоить ОЧЕНЬ дорого. Если раньше шутка, что бутылка водки стоит дешевле книги, была все-таки шуткой, то сейчас все сосем не смешно. И я не говорю сейчас про обожаемые сборники по искусству, на которые уходит без малого вся моя зарплата. Нормальные книги, которые нужно читать, либо отсутствуют в продаже, либо стоят заоблачно. Такое ощущение, что от на старательно прячут историю, поэзию и искусство, оставляя читать низкосортные детективы, любовные романы и заговоры на ущербную луну. 

Меня приводит в некоторый ужас тот факт, что современное печатное издание при своих огроменных ценах, хранится в среднем 100 лет. Даже самое лучшее и дорогое издание, которое я куплю в дом, вряд ли переживет моих правнуков. Когда как сборники поэзии на самаркандской бумаге до сих пор здравствуют в возрасте 3000 лет. Все-таки раньше качество и отношение к книгам было более уважительное. Как и к авторам. Неужели, книги уже не нужны как факт? И человечество переросло этот способ хранения и передачи информации?

В фильме Интерстеллар меня порадовала одна мысль. О том, что человечество никогда не было в космосе и то, что у вас в учебнике написано, это вранье и перестаньте показывать эту книжку детям. Тамошнее человечество забыло, точнее, их очень легко заставили забыть, что было каких-то там 100-200 лет назад. просто изъяв эту информацию из общественного доступа. При электронной форме хранения это действительно не сложно. Трудоемко, но технически исполнимо. Попробуй-ка отбери и изыми все книги. Все-таки есть смысл в пословице "Что написано пером, то не вырубишь топором". Сейчас, когда наше правительство пишет новый, Единый, учебник истории, мне как никогда хочется искать старые советские издания и скупать труды Соловьева. А так же Платона, Гераклита и Плутарха, которые скоро канут в лету так же, как их олимпийские боги. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий