24 ноября 2014 г.

Перфекционизм в быту


Согласно исламской традиции одной из главных черт благонравной супруги является тадбир. Или, проще говоря - домовитость. Мне очень понравилось, как подобрано слово. Звучит практически дословно - вить дом. У меня с обустройством дома всегда были очень глубокие и личные переживания.

... помню одно из самых первых и ярких своих воспоминаний. Иногда меня отсылали к бабушке и дедушке по папиной линии. Бабушка в силу своего возраста была уже не очень домовитой, но часто пекла кексики в таких рифленых железных формочках. К готовке меня не подпускали, поэтому я старалась быть полезной по мере своих детских сил - что-то как-то убрать, разложить по местам, протереть, помыть. Помню, стены в кухне были оклеены жуткой липкой клеенкой, а я терла ее тряпочкой и приговаривала "Дедушка придет и абалдеет! Скажет: "А откуда у нас новая кухня!". Наивный ребенок хотел посредством уборки изменить мир. Разумеется, дедушка ничего не говорил и не замечал даже кексиков. Но я очень хорошо помню тот воодушевленный порыв все улучшать, очищать и упорядычевать. Не зря же меня назвали Татьяной, что с греческого означает "устроительница". 

Самое смешное, что домовитость мне привил папа, а не мама. Именно папа учил меня колоть дрова, например, мыть посуду. Мы тогда жили в своем доме без водопровода и емкость умывальника была примерно полтора ведра. Т.е. критический минимум на все. Поэтому я филонила - хорошо мыла, но плохо споласкивала. Вода-то только холодная была. Папа был строг и неумолим. Брал чашку, набирал чистой воды из стоящего рядом питьевого ведра, показывал на характерный радужный развод на поверхности. Я отмахивалась, мол, это все ерунда и ничего серьезного! Тогда он потягивал чашку мне и говорил - пей! Я дулась и все перемывала. А папа демонстративно пробовал воду из всей посуды. 

Это воспитало во мне очень четкие и понятные параметры чистоты в доме. Например. На кухне все должно быть настолько чисто, что если у меня упадет что-то на пол, я могла бы подобрать это и съесть. Вернуть в тарелку разумеется нет, но не пропадать же добру! Я же домовитая. И прожорливая, хе-хе. Раковина должна быть такой чистой, чтобы я могла ее облизать. То же касается наружной стороны сковородок, кастрюль и другой посуды. Липкий налет жира вызывает у меня конвульсии аналогичные эпилептическому припадку. Мне не нравится прикасаться к предметам, которые имеют липкий черный нагар, не говоря уже о готовке в такой посуде.

К ванной и туалету у меня еще большие требования. Ванная априори должна быть чище живущих в доме людей тк это место для того и создано, чтобы избавлять от грязи. Оно не может быть пыльным, покрытым налетом или еще чем-то, плодящим нечистоты. В идеале, в ванной должно быть так чисто, чтобы провести операцию по пересадке почки. Или внезапно родить, хе-хе. Санузел это вообще пунктик. Место, созданное в принципе для приема отходов, должно быть как на космической станции. Во всяком случае, там должно быть так чисто, чтобы, если не дай Бог у меня упадет сережка в унитаз, я бы не брезговала ее достать. 

Как-то, отчаявшись бороться за свой миропорядок живя с на редкость нечистоплотным мужчиной, я прибегла к папиному методу. Глядя, как мужчина споласкивает сковородку, держа ее за липкую ручку двумя пальчиками - моет в его понимании - я не выдержала и сказала: "Она же жирная! Разве это вымыто? Вот ты можешь ее лизнуть, если она чистая?" А он возьми да и лизни. Мой мир никогда не будет прежним.

12 комментариев:

  1. Нет, я с уборкой определенно не дружу, по крайней мере настолько) У меня этот процесс, если меня не заставлять, происходит волнообразно, по вдохновению - а если его нет, то я буду спокойно ходить по забросанной вещами комнате и не замечать.
    Всё умею, и с вдохновением обожаю отчистить какую-нибудь застарелую грязь со стены или еще откуда, прям до посинения буду чистить. Но регулярная сухая и влажная уборка в квартире (муж настаивает на уборке раз в неделю по субботам) у меня вдохновения не вызывает абсолютно, зато могу полдня разбирать ящик с бумагами и выкинуть несколько пакетов лишнего) Так что у нас двигатель прогресса, т.е. уборки - это муж. А вот в моей родительской семье такого двигателя нет - так и прибираются местами и к случаю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. уборка - один из немногих поводов, когда я могу врубить колонки на полную мощность, совершенно безвкусно подвывать и пританцовывать с грацией слонопотама. поэтому для меня это всегда вдохновенный и приятный процесс х)

      вообще я всегда удивлялась дамам, у которых мужчины сами стирают вещи, моют посуду и даже пылесосят! какие-то уникальные святые личности дай им Бог здоровья) мне как-то всегда попадались обратные типажи. и если сравнивать с моторчиками, то я двигатель с космического шатла, прикрученный к условиям ржавого ведра - могу разорвать от переизбытка интузиазму х)

      Удалить
    2. Да, я с девчонками смеюсь, что у меня в семье все наоборот - пылесосит муж, а бардак развожу я) Он еще и вещи в стиральную машинку сам закладывает - не доверяет мне стирку, и я не могу отвоевать этот территории, хотя пыталась.

      Не, я пританцовываю когда готовлю)) А в уборке, пожалуй, мне интересен "вау-эффект" - это когда грязно, я прибралась, и помещение прям преобразилось. При регулярной уборке ведь этого нет: было почти чисто, помыла, и теперь просто чисто - меня не впечатляет xD

      Удалить
  2. Хм... Но это взгляд на уборку у себя дома. А в гостях тоже постоянно подмечаешь степень убранности или умеешь абстрагироваться? :)

    Вообще у меня на почве уборки всегда был конфликт с мамой. Просто пока ты живешь у родителей или с одним, пусть и не чистоплотным мужиком, поддерживать порядок реально. Но когда появляются дети, нельзя думать, что они также будут рядом с тобой намывать. Ибо они совершенно не обязательно вообще будут похожи на тебя по характеру. :)
    И вот, простая любовь к идеальной чистоте превращается в манию. Потому что буквально за 15 минут чистая только убранная комната превращается в зону апокалипсиса. И я уже не говорю о том, что ребенок начинает истерику, как только ты пытаешься просто помыть посуду. Или всеми силами пытается полоскаться в ведре, которое ты приготовила для мытья полов.
    А взрослеют дети - и в их подсознании откладывается образ вечно недовольной, уставшей мамы, которая вместо игры или прогулки, сажает тебя одного возиться с кубиками или смотреть мультики, а сама моет, моет, моет... К вечеру у мамы нет настроения, сил, но зато дома чисто. Ужасающе чисто.

    Отвратительные детские воспоминания. :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в чужой монастырь со своим уставом не ходят. разумеется, я все подмечу, но промолчу тк это не мой дом и не мое дело. если уж прям ваще-ваще грязно, будунеприлично возбуждаться и приставать к хозяину с неприличным предложением "можно я тут все уберу?!". бардак и возможность что-то почистить меня воодушевляют)

      у меня нет детей, но я жила с разными мужчинами, которые иногда были хуже несмышленых капризных младенцев. я глубоко убеждена, что характер - заслуга родителей и воспитания. потому мои дети с малых лет будут приобщены к разделению обязанностей по дому. в меру своих скромных сил и в виде своеобразной игры. если уж ему так хочется в таз - пусть моет пол и плещется по-флотски.

      когда делаешь уборку часто и регулярно, поддержание чистоты в доме занимает от силы 10-15 минут. так что никакой проблемы усталых недовольных моющих-чистящих мам :быть не должно

      Удалить
  3. Перфекционизм - зло! И это чёртово зло заставляет меня мыть сковородку 3 (три!) раза, пока мне не покажется, что она действительно чистая. И пол тоже обязательно два раза надо мыть иначе не считается. Но я работаю над собой. И, мне кажется, я становлюсь нормальным человеком и скоро стану разбрасывать по квартире носки.
    Иначе же ни каких нервов не хватит - всю жизнь наводить порядок вокруг. Это же как из лодки без дна воду вычерпывать. Мир - упорядоченный хаос. надо смириться с этим. Пойду проверю чтоб тарелки в шкафу по росту и цвету стояли. ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, вы действительно Сергей? как-то не вяжется с мужским именем двукратное мытье полов и трехкратное - сковородки)

      я думаю, что разбрасывание носков и прочих деталей туалета это своеобразный мужской способ пометить территорию. или такой способ отвоевать ее обратно у перфекциониста с тарелочкам в ряд.

      и что такого плохого в тарелочках по росту? у меня они так в сушке и стоят. и меня бесит, что они все из разных советских и постсоветских эпох : ) это же тарелки, не юди, здесь не нужна индивидуальность и очарование несовершенства...

      Удалить
    2. С моим мужским именем может ооочень много чего не вязаться. Я всё это отношу на счёт своего водолейства и некоторого сумасшествия творческой натуры. Здесь имя - это ссылка на Лиру. Я думаю, вы видели мои игрушки там.
      Но, оправдывая своё мужское звание, скажу что мне не только свойственно трёхкратное мытьё сковородок, но и укладка кафеля по лазеру, выставление гипсокартона по уровню и отвесу, ровненькая-ровненькая штукатурка стен и прочие отделочные работы. Перфекционизм считаю диагнозом, ибо в работе это тоже здорово мешает. Другой мастер раз-два, и готово, за день сделает. А я буду с каждой щёлочкой, с каждым шурупчиком ковыряться, чтоб не придраться потом было. В итоге в два раза больше времени трачу, а деньги те же (хотя, качество заметно лучше).
      А полы и сковородки мою когда дома без работы сижу, а жена наоборот на работе.

      Удалить
  4. Я смеюсь в голос! Просто мой бы тоже лизнул :D

    La_Fourmi

    ОтветитьУдалить
  5. Таняяяяя!!! И мой бы лизнул!))))
    И я тоже в голос)

    Надя Гармония, ага )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да у нас тут какая-то лига складывается : )

      Удалить