14 сентября 2016 г.

Читлист 2016 август


Читлист 2016 порядком затормозился, поэтому пришлось сформировать более конкретный порядок чтения и предсказуемо сузить круг литературы. Потому что тот список, что я себе определила, в этом году - не осилю. Знаете, мне очень удивительно видеть своеобразные марафоны в инстаграм "1 неделя - 1 книга". Может быть какую-нибудь бестселлерную книжонку и можно проглотить за пару вечеров, но вот попробуйте переварить "Метаморфозы" Овидия за семь дней. Или Плутарха. Да что там ходить за этим эллинскими классиками, попробуйте хотя бы одну главу Радищева прочитать за вечер. О "Путешествии из Петербурга в Москву" и других книгах в рамках Читлист и поговорим.

   "Подросток" Ф.М. Достоевский   

Про это произведение не знал никто из моих знакомых, хотя они далеко не поверхностные люди и книжки читать любят. Впрочем, роман действительно не входит ни в обязательную школьную программу, ни в рекомендованную литературу. Элементарно - не на слуху. История не очень интересная, но все же как и в любом произведении Достоевского в ней есть сильная Мысль, которую автор раскрывает с поразительной глубиной, проницательностью и прозорливостью. Я не знаю, как Федом Михайлович это делал, но он действительно видел людей насквозь, рентген всей подноготной, ничего от него не скроешь.

"Подросток" - это дневник мальчика-подростка, который открывает его страницам свои детские обиды, сомнения и злость. Классический винегрет подростковых припадков от ненависти к любви, от желания все сжечь до жертвенности во спасение мира. Читать все его Великие Идеи, мысли о своей Уникальной Особенности и презрение ко всем остальным людям было довольно противно. Личность подростка написана настолько талантливо и правдоподобно, что невольно он начинает подбешивать, как король Джофри в "Игре престолов". Да простит мне великий классик такое сравнение, но реально мерзкий типок получился. В конечном итоге медленный, долгий, полный классических страданий роман набирает обороты к последним главам. Непонятная сложная сюжетная линия, недомолвки между персонажами и неясные намеки враз открываются - трах бабах вуаля! Достоевский умеет уморить читателя своими описаниями и философией, но в то же время умеет удивить и поразить под конец. Как бы долго я не продиралась сквозь "Подростка", как бы мне не был противен главный персонаж, книга - шедевр. Для своего круга лиц, правда. Есть множество романов Достоевского, что я с пеной у рта буду советовать и подкладывать каждому. Этот - нужно беречь для особого случая и особого читателя.
Я писал, слишком воображая себя таким именно, каким был в каждую из тех минут, которые описывал. Кончив же записки и дописав последнюю строчку, я вдруг почувствовал, что перевоспитал себя самого, именно процессом припоминания и записывания. От многого отрекаюсь, что написал, особенно от тона некоторых фраз и страниц, но не вычеркну и не поправлю ни единого слова.

   "Чужая жена и муж под кроватью" Ф.М. Достоевский   

А вот на этом небольшом рассказе я с восторженным удивлением узнала, что Достоевский умеет писать комедии. Можете себе представить? Вот и я не могу, это вам не "Женитьба Фигаро", это автор Раскольникова и всех Карамазовых вместе взятых. И тем не менее книга - комедия. История о нелепой случайности, когда муж ловил жену на измене, а в итоге сам влип в передрягу. Стоит сказать, что комедия 19 века это вам не наш кинематограф. Тогда шутили тоньше, глубже, аккуратнее. Да и юмор как таковой понять будет непросто, если вы не знаете о жизненном укладе, морали и негласных традициях того времени. В общем, очень велика вероятность, что юмор того времени вы просто "не догоните". Я прочитала не ради смеха, а ради Достоевского как такового и была приятно удивлена, что его талант затрагиват даже такой жанр.

   "Дядюшкин сон" Ф.М. Достоевский   

Еще одна почти комедийная история в стиле "Без меня меня женили". Забавная, нелепая, удивительная в том отношении, что автор со свойственной ему проницательностью с хирургической точностью препарирует всю нашу человеческую подноготную. Достоевский как никто умеет обличать человеческие пороки, страсти и навязчивые идеи. Эту небольшую историю тоже не стала бы рекомендовать всем и каждому. Если вы не любите творчество Достоевского в принципе, то и не стоит с этой книги начинать. А вот для любителей изящного слова и ловких речевых оборотов будет раздолье. Люблю язык Достоевского и то, как ловко он сводит вместе пару слов, создавая целый мир со своей эмоциональной окраской. Читайте эту и другие книги автора, когда хотите не только обогатить словарный запас, но и облагообразить речь.

   "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радищев   

Госпадибоже это кошмар. Я читала Гомера и Данте, Достоевского и Толстого, но Радищев со своей манерой речи просто сломал мне мозги. Не встречала еще автора, который писал бы ТАК мудрено и витиевато. И было бы ради чего. Одно дело, когда Ломоносов декламирует свое многозначительное "Разверзлась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна". Понятно, что Иллиада написана гекзаметром, предполагающим огромные легкие декламатора. И совсем другое, когда наш герой тупо едет и тупо размышляет со свойственной баринам того времени ленцой и глубокомысленностью. Это не просто скучно, это еще и нечитаемо. Сначала я подумала, что кто-то косит под старорусский перевод с древнегреческого (узнаваемый слог Евангелия). Но нет, нет, это просто путевые заметки написанные таким слогом, что ихх просто не прочитать. Радищева я пыталась прочитать на протяжении двух месяцев. Двух! Попутно осилив еще с десяток книг, но не продвинувшись в "Путешествии из Петербурга в Москву" дальше станции Зайцево. Не могу. Честно пыталась, но не могу, увольте. К слову Радищева рекомендуют к прочтению в 9 классе (14-15 лет).

   "Мастер и Маргарита" М. Булгаков   


Вы готовы ребята? Да капитан! Берегите пукан, потому что у меня нет ни одного лестного слова этому произведению. Роман входит в список обязательной школьной программы по литературе в 11 классе (17-18 лет), как своеобразный венец чтения книжек. Казалось бы, взрослые люди, а восторги на произведение такие эмоционально несдержанные, словно их читают товарищи лет по 12. Я не хотела ее читать, сама судьба меня берегла от этого романа на протяжении 28 лет. В 11 классе не училась, сериалы, кино и спектакли не смотрела, в нашей огромной домашней библиотеке ее нет (за что респект родителям). Стоило мне захотеть ее прочитать, я не смогла ее скачать. Трижды! Один раз схватила битый фай, второй раз только первые пару глав, третий - книга просто не загрузилась на Bookmate. В итоге я плюнула и пошла в библиотеку. Причем погода была как в дешевом ужастике - внезапный холод, дождь и тучи посреди ясного дня. Интригующее начало для знакомства с мистическим романом, не правда ли? Аннушка ведь уже разлила масло, и я предвкуашала что-то... ну ... особенное. Чего там все с ума-то сходят по МиМ?

История бессмысленная как факт. Дешевое городское фентези 30-40х годов, щедро сдобренное постмодернизмом в стиле "сейчас иронично обыграем". Все события, происходящие по приезду Воланда в столицу - фарс. Тут голову оттяпали, тут костюм сам по себе бумаги подписывает, тут алчные до бесплатных нарядов барышни по улицам голые разгуливают. История Га-норци и Понтия Пилата настолько незначительна, насколько вообще можно было поднять эту тему в то время. Бал сатаны описан вроде бы и с размахом, но так наивно, словно историю писал готичный подросток из времен моей юности. В книге многие моменты вызвали у меня отвращение и брезгливость, хотя, по большому счету, ничего такого там нет. Вот, точно! Ничего ТАКОГО в романе "Мастер и Маргарита" нет.

   "Евгений Онегин" А.С. Пушкин   

Не люблю Пушкина, не уважаю и не признаю повсеместное восхищение и признание его литературного таланта. Читать его четырехстопные ямбы сущее мучение тк эта ритмика меня укачивает и навивает ассоциации каких-то бульварных стишков. А ж содержание... серьезно? Вас не отвлекают его отступления и какие-то излишне личные комментарии? Это пространное рассуждение "но вреден север для меня" просто как приписка к тому, что Онегин бывал в Петербурге. И так - постоянно! Если убрать все пушкинские отвлеченности, сюжет произведения уместится на четырех страницах. Онегин как олицетворение праздной скуки и утомленности жизнью меня не впечатлил, Лермонтов в "Герое нашего времени" показал все гораздо сочнее, резче и изящнее. А Пушкин больше отвлекался на свои комментарии, чем на создание образа главного героя. Почему вообще Онегин? Не логичнее ли было назвать произведение "Татьяна Ларина" тк пристрастие к этой даме со стороны автора очевидно. Татьяна меня улыбнула и порадовала. Нашла в ее образе много созвучных черт, начиная с пристрасти к ужастикам и заканчивая решительной склонностью к жертвенным п*здостраданиям. Сильная, красивая, отчаянная и смелая. Первой признаться в своих чувствах, получить поворот от ворот и затем таки-дождаться его взаимности и отвернуть повернуть не менее достойно. И продолжить п*здострадать с удвоенной силой. Молодец. С этой точки зрения Онегина хорошо бы читать всем молоденьким девушкам. И если бы не пушкинские ямбы - многие нашли бы это произведение интересным и увлекательным.

"Униженные и оскорбленные" Ф. М. Достоевский

Сильное, очень сильное произведение, так непохожее и так характерное для Достоевского. Это один из первых романов автора, когда еще не сложилась эта глубокая размеренная философия, это скорбящая характерная мораль... История начинается живенько, бодро, развивается динамично и скоро, увлекая читателя вперед и вперед, да так, что мы забываем, кого читаем. Серьезно, эта история по своему лихому сюжету очень непохожа на остальные истории Достоевского. Но я считаю ее одним из лучших произведений автора, она точно в моем топе, наравне с "Преступление и наказание", "Идиот" и "Братья Карамазовы".

Книгу "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского очень своеобразно откомментировала моя подруга, не дословно - слишком тяжело. Казалось бы, что может быть тяжелее "Преступления и наказания", где самомучение Раскольникова доведены до архетипа? А вот поди ж ты. По-моему, "Униженные и оскорбленные" - ода мазохизму. Причем, больше мазохизму женскому, бессмысленной бабской жертвенности и тяге к самомучению. Уже только поэтому книгу стоит прочитать современной мадам. Потому что она - о любви. Достоевский пишет о любви как никто.
Что понравилось больше всего из "школьной программы":

2 комментария:

  1. Онегина не так давно читала заново)))) лучше воспринимается, чем в школьные годы))) всё же Пушкин для меня the best writer ever среди других русских)))) а вот произведения Фёдора для меня = депрессия, а я и сама могу себя накрутить, так что скорее нуждаюсь в позитивной литературе больше)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Достоевский бесспорно хмур и тяжел, как холодная гранитная мостовая у берега невы. Это на любителя, даже спорить не буду. А вот пушкина я не понимаю совсем особенно когда говорят о нем как о какой-то вот прям вехе в литературе. недавно стала перечитывать его прозу, капитанскую дочку - читала и удивлялась. там же вообще ничего нет! бульварный любовный романчик средней руки. для скучающих барышень, которых пугают нечесанными разбойниками и очарорывают байками о благородных офицерах.

      Поделитесь, чем вас так цепляет пушкин??? очень хочу понять, но вся его литература мне как-то несозвучна...или я уже старая и мне не по возрасту? )

      Удалить