16 апреля 2017 г.

В любой непонятной ситуации отправляйся в Стамбул


Я всегда думала, что путешествия - это дорого, сложно, огромное количество усилий по планированию, трудности из-за незнания языка и опыта путешествий как таковых. Да и что греха таить - тупо страшно. Я никогда не путешествовала в одиночку и была абсолютно уверена, что заблужусь в аэропорту, напутаю с рейсами и мой самолет улетит в одну сторону, а чемодан в другую. Или вовсе потеряется багаж. Но при этом я с плохо скрываемой завистью смотрела паблики и группы о путешествиях, в которых люди уверенно и легко путешествовали по всему миру, как по станциям метро в родном городе. Как? Как они это делают? Студенты толком без гроша в кармане, а поди ж ты - фото с дубайских небоскребов и карибских пляжей. Зависть. Негодование - чем я хуже?

Осенью прошлого года я начала несмело планировать летнюю поездку в Стамбул. К весне уже были куплены билеты, забронировано жилье, налажены контакты с принимающей стороной. Но ужасная затяжная российская недовесна меня вконец обессилила. В один из очередных хмурых мартовских дней я поняла, что просто не дождусь своей поездки. Не могу и не хочу. И буквально за 20 минут купила еще одни билеты, а через несколько дней уже улетела в другую страну.




Как и ожидалось, в аэропорту я заблудилась. Потом чуть не забыла на таможне паспорт и телефон. Но как только в иллюминаторе самолета мелькнули знакомые очертания бухты Золотой Рог, как только внизу показались знакомые очертания мечетей, я совершенно успокоилась. Самолет еще только стал заходить на посадку, кружа над Босфором, а я уже почувствовала себя полностью защищенной и на своем месте. Все страхи, волнения, напряжение из-за того, что нужно постоянно держать все под контролем - все ушло. И в аэропорт Аттатюрка я ступила как на порог родного дома.

Если вы не видели меня в Стамбуле, то не знаете меня настоящую. Этот город меня успокаивает, замедляет, наполняет чувством полного удовлетворения и гармонии. Чудесный Стамбульский трамвай вез меня прямо в сердце исторической части города, а я с улыбкой узнавала знакомые места - стены и башни в Топкапы, мечеть Лалели, университет и конечно же площадь Султанахмет с Голубой мечетью. Я очень тщательно готовилась к поездке. Но в один момент поняла, что нужно все делать совсем не так. Без багажа, без плана мест, которые надо посетить и списка кафе, в которых надо все перепробовать. Без фотоаппарата, которым надо непременно сделать кучу фото всей этой красоты. Без попутчиков и знакомых, с которым нужно согласовывать маршрут и подстраиваться под общение. Мне очень нужно было побыть одной. Побыть собой в месте, в котором я чувствую себя защищенной и счастливой. А для этого не нужно ничего эдакого - только билет. Ничего сверхъестественного. Ничего неподъемного с точки зрения финансов. Никаких метафизических установок о принятии и радости от того, что есть. Сказка - это реальность, которую мы создаем сами.


Каждый день я просыпалась в огромной двуспальной кровати с шестью подушками и двумя одеялами. В полном восторге от того, что я одна и могу развалиться в позе снежинки и звезды без опасений уткнуться в стену и спящих рядом. В шесть утра я с предвкушением ждала, когда в мечети напротив прозвучит протяжный азан, и в тон ему заголосят еще множество призывов на молитву из десятков мечетей в округе. Русские туристы боятся этих звуков как огня, выбирая отели со стеклопакетами потолще и подальше от ислама в принципе. Для меня же это был лучший будильник, лишний раз напоминающий мне, что я там, где должна быть. Туман с Босфора постепенно рассеивается и в огромном окне во всей красе появляется Голубая Мечеть. Лучший вид из окна, который можно только придумать. Острые минареты упираются в утренние пасмурные облака, чайки лениво покрикивают и кружат в небе, мерно звонит колокольчик, проезжающего внизу трамвая. Муэдзин допевает последние слова азана, и эхо молитвы замолкает над городом. Я выбираюсь из постели, иду в ванную с массивными двойными дверями, собираюсь завтракать. На террасе большой диван с мягкими подушками. Стопочка черного чая, который я впервые в жизни пью горячим и сладким, местный сыр, виноград, пара пирожков с халвой и орехами (куда ж без них). Играет местное радио, и диджей что-то весело и бодро хохмит на турецком. Идеальное начало дня. 

Никаких экскурсий, никаких туров, никаких гидов, собирающего толпу соотечественников в организованную группу. Ты просто выходишь на улицу и идешь. Куда хочешь, как хочешь. Захотела посидеть на скамейках на площади - посиди. Хоть пять минут, хоть пятьдесят - время принадлежит тебе. Город радушно распростерся вокруг и приглашает перейти к более близкому знакомству. Я даже не помню толком, что делала первые дни. Просто каталась на трамвае, гуляла по улицам, вдоль и поперек исходила центр, боязливо поглядывая на паромы в европейскую и азиатскую часть Стамбула (я боюсь воды). Возвращаясь после заката, я наблюдала, как включается подсветка на мечетях. Минареты превращаются в настоящие свечки, вокруг которых кружат чайки. Их светлые силуэты напоминают мотыльков. А когда они пикируют с минаретов на крышу прямо над моим окном, это выглядит совсем мистически. А знаете в чем самая прелесть? Засыпать с чувством, что так будет и завтра. И после завтра. Так будет ровно столько, сколько я захочу.
В первый визит в Стамбул меня чуть не разорвало от впечатлений. Я буквально пожирала все вокруг всем своим существом, как голодающий, дорвавшийся до еды. Каждая мечеть, люди, небо, Босфор и чайки над проливом вызывали восторг и жадность впитать в себя как можно больше этого совершенно другого яркого мира. Словно его отнимут и больше никогда не дадут. В этот раз я приехала совершенно спокойно и даже буднично. Ведь где мне еще быть, как не здесь? Разве может быть что-то более естественное, чем быть в Стамбуле? Здесь так хорошо, настолько все "мое", что даже делать фото и писать заметки не хочется. Никто ведь не пишет, как уютно готовить пирожки на кухне. Или как приятно плюхнуться в постель под большое теплое одеяло. Все это само собой разумеющееся. И для меня Стамбул - сам собой разумеющийся дом. (c) instagram
Март в Стамбуле - не сезон. Во всех смыслах. Туристов не так много. Погода напоминает российский поздний апрель, когда ты вроде бы уже вот-вот сбросишь куртку, но все еще боязливо не выбегаешь на улицу в одной футболке. Сами турки пристают к иностранцам умеренно и даже нехотя, живя в своем размеренном ритме. Я очень рада, что оказалась там в это межсезонье, чтобы посмотреть обычную жизнь города, а не тот разрекламированный ореол, который окружает все восточные города.


Конечно, я навестила все главные достопримечательности. Не столько для культурного ознакомления, сколько чтобы удостовериться - да, они тут, и ты тут, все взаправду. Но практически все время просто ходила по улицам. И по главным, и по откровенным подворотням. Поначалу было жутковато свернуть в трущобы с разваливающимися домами и крысами, шныряющими по мусорным мешкам. Не придавали уверенности и турки, недоуменно поглядывающие на иностранку. Не то, чтобы они лезли приставать с общением или другими действиями неправомерного характера. Скорее разрывались между снисходительным любопытством и плохо сдерживаемым желанием узнать, не нужна ли мне помощь. Я избегала их по одной простой причине: заговоришь, придется потом еще час болтать : )
Стамбул - как большая версия гранд-базара. Оказавшись на нем впервые, ты буквально слепнешь от тысячи ярких сувениров, гор специй, украшений, расписных сводов. Ты глохнешь от криков продавцов со всех сторон, которые одинаково громко осыпают тебя комплиментами и впаривают товар. Толпа несет тебя и ты теряешь волю, отдаваясь впечатлениям и мерному людскому потоку. Так и сам город. Он очаровывает стройными мечетями, великолепными внутри и снаружи. Манит узкими улочками с узорной брусчаткой и яркими домиками. Тревожит слух призывами муэдзина, будоража в душе глубины, о которых ты и не догадывался. И сладости. И котики. И черноокие турки. А потом ты привыкаешь. И видишь на базаре гору дешевого хлама, раскрашенного в яркие цвета и позолоту. Замечаешь, как снисходительно поглядывают продавцы, засыпая тебя комплиментами, лишь бы ты достал кошелек. Сверните с главной улицы Султанахмета или спуститесь к Босфору - и увидите другой мир. Чумазых загорелых детей. Разваливающиеся домики 19-20 века, между которыми натянута веревка с просыхающими и совсем непоэтичными труселями. Мешки мусора, которые в центре вывозят каждый час, а вдали от туристических троп - дай бог раз в неделю. Пристани, на которых удушливо пахнет жаренной килькой, рыбой и тухлой водой. (c) instagram
Географически Стамбул расположен одновременно в Европе и Азии, поэтому это идеальный город для поездки. Здесь есть абсолютно все, что ищут путешественники, отправляясь в путь. Здесь огромное количество исторических достопримечательностей христианского и исламского периода. И все они расположены так удачно, что все можно обойти пешком. Хотя на это уйдет несколько дней : ) Хотите ярких впечатлений Востока, но боитесь ехать в откровенно мусульманские страны? Турки охотно дадут вам это своими сладкоголосыми речами, базарами и угощением. Хотите новых гастрономических открытий? Османская кухня и сладости будут подстерегать на каждом шагу. Хотите уединенного отдыха с романтичными закатами и прогулками по морю? Босфор к вашим услугам.Я по жизни такой человек, которому никогда не бывает достаточно. Получив что-то одно, я уже во всю думаю, как это улучшить, как получить еще. В Стамбуле на сто тыщ мильенов моих желаний есть в три раза больше вариантов, как это все реализовать и воплотить в жизнь. Здесь есть действительно все, что только можно пожелать. И это обильное разнообразие не приедается.

Турецкие базары


Турецкие базары - это отдельное удовольствие. Турки старательно наводят ореол восточного изобилия на свои базары. Горы ярких специй, выстроенные ровными пирамидками с радужными слоями на срезе. Корзины старательно состаренных бусин и подвесок в марокканском и пакистанском стиле. Бесконечные ряды посуды, узоры на которой вводят в поистине гипнотическое состояние. Пестрые палантины и шали, шелковыми стопками разложенные на прилавках. Тонны украшений от откровенной дешевой бижутерии до драгоценных камней размером с орех. Яркие турецкие светильники, спелыми гроздями развешанные на входе в лавки. Хороводы чайных стопочек и медной посуды. На турецком базаре все сделано так, чтобы вы потеряли голову от впечатлений и охотно расстались с деньгами. И поверьте - вы будете счастливы с ними расстаться как никогда.


Мне нравятся базары своей атмосферой общения и торга. Если вы не любите общаться с продавцами, вас быстро утомит первая же лавка на базаре. Но если вы не торопитесь, то можете открыть для себе еще одну достопримечательность Стамбула - торговлю. Как правило в лавках стоят не наемные работники, а сами хозяева, что придает общению совершенно иной вид. Хозяин полон достоинства, он никуда не спешит и не суетится, не пристает к проходящим прохожим, спокойно попивая чаек на табуреточке или играя в нарды с соседом. Но его внимательный взгляд бдительно следит за всем, что происходит в поле зрения. Стоит вам присмотреть что-то на прилавке и переступить невидимую черту, которая отделяет обычного прохожего от потенциального покупателя, хозяин медленно и неспешно отложит свои дела и лениво направится к вам. И начнется игра : ) Что такое торг? Это не два барана, которые уперлись в цене. Это общение, которое на первый взгляд вообще не имеет никакого отношения к предмету торга.
...Недавно я заплутала и вышла на лавочку керамических плиток ручной работы. И как фанат орнаментов и мозаики не смогла удержаться и зашла внутрь. Турок, преспокойненько пивший чаек, как по сигналу снялся с места и стал рассказывать об исключительности узоров и краски, которая такая же зеленая, как мои божественные глаза. Узнав, что одна плиточка стоит 250 лир (3250 рублей) я рассмеялась и честно сказала, что это дохрена. Опознав во мне русскую, турок размяк. И поведал мне грустную историю, как у него была девушка в Уфе, как он к ней ездил, как они смотрели Санкт-Петербург и белые ночи. И, разумеется, как холодная безжалостная русская разбила его горячее турецкое сердце. И вот на волне этих трогательных воспоминаний, он предлагает мне плиточку так уж и быть за 160 лир. Я посочувствовала его горю, уверила, что он еще найдет свою любовь, как лукум нежную и как пахлава сладкую. Но 160 лир все равно дохрена. (c) instagram
Конечно, базары Стамбула давно перестали быть теми сокровенными Восточными Базарами. Большей частью это показуха для туристов, которые хотят много яркого, пестрого и блестящего. А раз клиент хочет - турки охотно делают все для его удовольствия. Тем не менее на базарах еще очень много лавочек, в которых можно найти что-то уникальное и особенное. Вот только их нелегко найти, но в этом тоже есть своя прелесть. На гранд базаре есть целые улицы с антиквариатом и дешевыми подделками под антиквариат - старательно состаренные лампы, посуду и другие вещички. На Египетском базаре есть улица с массой интересных вещичек для декора дома - домотканными коврами, изделиями из стекла, меди. Если вы хотите не просто оригинальный сувенир, а особенную памятную вещь, вы ее найдете.
...И тут я поняла - мне нужны мои сокровища. Не бессмысленные одинаковые магнитики "один три лиры, три - на пять". Не дешевые сувениры массового производства, которые наверняка делают в Китае. Не аляпистая псевдо-восточная мишура с бирюзой и позолотой "побогаче". Мне нужно что-то особенное. Настоящее. Турецкие базары в этом отношении просто пещера сокровищ. Да, вам, как археологу предстоит снимать броскую сувенирную мишуру, углубляясь в ряды и лавки. Но то, что вы там найдете, может быть исключительным. (c) instagram

Другая достопримечательность Стамбула - Босфор. Вот никогда не хотела жить у моря! А после нескольких лет в Санкт-Петербурге и вовсе приобрела стойкую неприязнь к капризному приморскому климату с постоянными ветрами и промозглой влажностью. И бухта Золотой Рог, вальяжно разделившая город на несколько частей, скорее вызывала больше сомнений, чем восторга. Да, Босфор очень красив. Не просто так поэты воспевают его берега не одну тысячу лет. Но все же это море с которого дует, с которого тянет сыростью и характерным портовым душком, с которого тянутся туманы... Собираясь в поездку я накуталась как на северный полюс, вспоминая, как мерзла весной на берегах Невы.

В отличие от города, раскинувшегося на берегах, пролив Босфор отличается спокойным и предсказуемым нравом. Я не люблю море, никогда не стремилась "жить у моря" и откровенно побаиваюсь воды. Но Босфор совсем другое дело. Этот пролив располагает к себе, успокаивает. Как вальяжно и спокойно он касался берегов Константинополя, так же он омывает берега Стамбула в наши дни. Он полон достоинства и внутренней силы, которую нет нужды не то что пускать в ход - даже демонстрировать. (c) instagram
В Стамбуле тепло. Даже в марте. Приморский климат здесь абсолютно другой! По моим ощущениям здесь в межсезонье даже комфортнее, чем в Крыму. Да, поздним вечером и ранним утром довольно прохладно т.к. солнца нет и воздух быстро остывает. Но днем так же быстро прогревается, позволяя сбросить куртки и гулять в одной футболке. Ветер с Босфора дует очень редко и как правило только на мостах и паромах, когда ты перебираешься из одной части города в другую. В остальное время узкие улицы города надежно защищают жителей от резких порывов, позволяя все так же легко одеваться. Дожди, а точнее кратковременные стамбульские ливни, тоже не представляют особых сложностей тк без ветра дожди - теплые! И достаточно забежать под козырек или выпить чашечку чая (которая никогда не бывает лишней), чтобы переждать его в благодушном расположении к погоде.
...в отличие от России тут нет ощущения, что до нормальной погоды еще два месяца скорбного стоического терпения. Здесь каждый день ощущается мягкость весны, безусловное тепло, легкость погоды. Что ни говори, но место, в которым вы живете, оказывает огромное влияние на характер и менталитет. И ты уже сама как-то легче натягиваешь шляпу, а не запасливо тащишь тяжелый зонт в специально вместительной для этого сумке. Запасливо не кутаешься в свитера и варежки в ожидании непогоды, а всего лишь накидываешь шарф, когда дует ветер. И такое отношение во всем. Легче. Проще. (c) instagram

Турецкие мужчины


В который раз я поразилась разнице между русскими мужчинами и турками. Это совершенно другие мужчины! После хмурых немногословных соотечественников, верх оригинальности которых позвать девушку на шашлыки за гаражами, турки поражают воображение. Стоит начать уже с того, что стамбульские мужчины - поголовно "хипстеры". Это черные как смоль волосы, зафиксированные в нарочито художественном беспорядке. Это аккуратные бородки, в которых волосок к волоску идеально подчеркивает острые скулы и прямой нос. Это модные свитшоты и белые футболки, тщательно застегнутые на все пуговицы рубашки и идеально чистая обувь. Добавьте к этому все прелести восточного очарования и неизбежного красноречия и вуаля - идеальный герой-любовник. Но дело не только во внешности. С возрастом многие турки округляются в щечках и будучи от природы невысокими - вовсе превращаются в мягких уютных колобков. Подкупает отношение. Турецкие мужчины словно стоят на страже какого-то им одним понятного порядка. Стоящую в трамвае женщину или пожилого мужчину будут упрашивать сесть, всем миром уступая места. При посадке на паром всем миром будут подавать руки и чуть ли не ловить. Малейшее затруднение или растерянность иностранки воспринимается как сигнал к мобилизации внутренних войск: вам будут ловить такси, торговаться с таксистом, чтобы не дай бог не обманул, дадут свои телефоны, нарисуют карту, поймают прохожих, идущих в ту же сторону и попросят проводить.

Турецкие мужчины ПОЮТ, когда просто идут по улице! Где вы видели русского мужчину, который будучи трезвым идет по улице и напевает себе под нос, потому что погода хороша, потому что девушка идет красивая, потому что хорошо сидеть на краю улицы и попивать чаек вприкуску с рыбным сендвичем? Никогда вы такого не встретите. На одной из богом забытых улиц мне встретился мусоровоз. Сзади на ступеньке ехал чумазый работник в оранжевой жилетке и белой касочке и во всю горланил какую-то турецкую песню. Это был самый счастливый уборщик мусора в моей жизни!

Турецкие мужчины более открытые и легкие. К ним тянешься, как невольно тянешься на улицу, разглядев в окне хорошую погоду. Они не стесняются делать комплименты, активно знакомятся, интересуются, общаются. В отличие от русских мужчин, которые угнетают написанной на лбу установкой "я никому ничего не должен", в турецких мужчинах чувствуется полнота. Это не ореол успешного бизнессмена, у которого бумажник распирает от заработанных денег. Не слащавый душок альфасамца, у которого трещат по швам рубашки и штаны на раскаченном и демонстративно оголяемом теле. Турки в рамках менталитета и воспитания в исламской культуре обладают качествами мужчины. Да, они легко пользуются ими не только в искренних и благородных порывах. Но черт возьми - они ими пользуются!
...Русские женщины, которые вышли замуж за турков, тоже отмечают это. Дети для них - архиважная часть жизни. Они могут разлюбить и изменять женщине, могут разойтись и вовсе не общаться, но ребенка, рожденного даже вне брака, не бросят никогда. И это не какой-то вбитый в голову закон шариата - это менталитет, национальная черта. Конечно, я не могу говорить за всех турков. Но, поверьте, это видно. Отношение, воспитание, внутренние установки - не скроешь, когда они действительно есть. (c) instagram
После возвращения меня попросили дать какие-то рекомендации для поездки в Стамбул и я ответила только одно - наслаждайтесь. Стамбул словно мужчина, который появляется в твоей жизни и ты уже не можешь думать ни о чем, кроме него. Он проникает в твои мысли, желания, полностью захватывает внимание, нравится тебе это или нет. Я даже сказала бы, что Стамбул - идеальный мужчина. Он успокоит, приласкает, утешит, даст почувствовать себя под защитой. Если тебе что-то понадобится, у него уже готовы десятки вариантов куда сходить, как развлечь и встряхнуть взгрустнувшую подругу новыми впечатлениями. О как он будет соблазнять! На каждом шагу тебя будет ждать искушение в лице черноокого турка, готового перейти к близкому знакомству вот прямо здесь, очередной уютной кафешки, мимо которой не пройти не попробовав очередной десерт, изыскано украшенного магазинчика с финтифлюшками, милыми сердцу любой девушки. Если ты захочешь побыть одна, Стамбул охотно предоставит тебе берега Босфора для прогулки, зеленые парки и уютные уличные кафе. Но даже там ты не будешь одинока, ведь Стамбул будет рядом, развалившись ленивым котом поблизости или напоминая звучным азаном о присутствии незримого.
 
В Стамбуле можно быть послушной и властной, категоричной и мягкой, молчаливой и неумолкающей болтушкой. Здесь уместны все стопицоттыщмильенов желаний тк на каждое есть сразу несколько вариантов их удовлетворить. Здесь не нужно быть кем-то еще - потише, помягче, попроще, поскромнее, потактичнее. Здесь не нужно проходить практики, переделывать себя, настраивать, налаживать внутренние установки и всю прочую мотивационную фигню. Ведические лекции, отказ от брюк, распевание мантр, терапевтические сеансы рукоделия во имя спасения женственности от внутреннего вдвэшника ... пф! Один билет в Стамбул, пожалуйста. Всегда.

4 комментария:

  1. Очень понравился рассказ, от души повествование. И главное сама... (Дмитрий Южнов)

    ОтветитьУдалить
  2. Уже дважды был в Стамбуле. Великолепный город!

    ОтветитьУдалить