11 ноября 2014 г.

Выживут только любовники

В молчании - слово.

Американский независимый режиссер Джим Джармуш нарисовал самый странный фильм про вампиров, который мне доводилось видеть. Собственно, больше всего меня поразил тот факт, что история вовсе не про носферату. Вампиризм фильма - формальность, необходимая декорация для создания атмосферы вялотекущей реки времени. На фоне которой разворачивается идеальная на мой вкус картина взаимоотношений. "Любовники" - так грубо мог перевести название отечественный кинопром. Даже альтернативное "влюбленные" сюда как-то маловато. Я бы перевела с евангельской нежностью - "возлюбленные".

Когда им комфортно. они живут вместе. Отмечают уже третью свадьбу, играют в шахматы, едят мороженное и цитируют любимых поэтов прошлого, которых знали лично. Когда устают друг от друга, она уезжает в свой теплый Марокко, а он придается эскапизму и инертному зомбиненавистнечеству в хмуром Детройте. Она читает книги и разговаривает с растениями, он пишет музыку в перерывах между мыслями о суициде. 
Бессмертие — это всезнание и усталость, а еще снисходительность и кристальная ясность: ты заранее прощаешь свою половину за другое мнение по всем вопросам этого мироздания — ей нравится Stax Records, ему — Motown, они любят разные книги, но это не повод включаться в гонку самолюбий.

На мой взгляд - фильм беззащитно красив. Он весь какой-то хрупкий, как старый пергаментный лист, который вот-вот раскрошится в руках. Его можно начать смотреть с любого момента, хоть задом наперед и все равно он будет гармоничен и предельно прекрасен. Все в нем какое-то неспешное, тягучее...

Мне очень импонирует схема взаимоотношений главных героев. Нужно действительно прожить не одну жизнь друг с другом, чтобы достичь такого единодушия и понимания, такой состыковки углов и совпадения деталей. Никакой драмы, никакой лирики, никакой пошлости или даже намека на физиологическую близость. И это при таких-то обнаженных сценах! Все-таки не просто так Тильда сыграла бесполого ангела Габриэль в фильме "Константин". В этом фильме ангелов уже двое и их отношения выходят за рамки человеческого понимания. 

Один из самых полюбившихся мне ходов режиссера - прикосновения. Они очень сильно выражают свои чувства в осязании. Главная героиня читает руками, гладит книги как живого человека, разговаривает с растениями и постоянно к ним прикасается. Приехав к главному герою первым делом спросила - можно? Можно ли прикоснуться к тебе. Момент, когда главный герой снимает с нее перчатку даст фору всем постельным сценам - столько в ней интимной чувственности. Брем Стокер в Дракуле показал вампиризм как символический половой акт. Такого чувственного исступления, неги, томного желания еще не знала литература. Вампиризм в "Выживут только любовники" - вообще ни разу не о том. Видели, как прикладываются к ногам распятья? Так же главные герои касаются друг друга. 

tumblr_nbjt4gwgP51rjn473o1_500 (500x251, 1756Kb)tumblr_nbjt4gwgP51rjn473o2_500 (500x251, 1909Kb)tumblr_nbjt4gwgP51rjn473o3_500 (500x251, 2011Kb)

Другой момент произвел на меня еще большее впечатление, шок, пронзительный ужас священодейства. Когда герои поехали кататься на машине. До меня не сразу дошло, как это невероятно - жить ночью. Гулять ночью, когда все спят. Смотреть музеи только снаружи, потому что они закрыты. Не видеть неба. Не видеть пейзажей тк в лучшем случае видны только контуры деревьев. Не видеть птиц. Не видеть солнца. Это довольно жутко, на самом деле. Словно кроме главных героев в мире никого нет, потому что все уже давно в своих кроватях. И даже огни города уже не горят. Космос полуразрушенного Детройта. 

tumblr_nbhqlhXm8l1rjn473o1_500 (500x249, 643Kb)tumblr_nbhqlhXm8l1rjn473o3_500 (500x249, 1213Kb)tumblr_nbhqlhXm8l1rjn473o2_500 (500x249, 1054Kb)tumblr_nbhqlhXm8l1rjn473o4_500 (500x250, 1717Kb)

И как альтернатива - ночной Танжер. Даже ночью, даже через фильм чувствуется, как прогреты солнцем его дороги, стены домов, светящиеся мягким желтым. Тепло и свет в этом городе так велики, что даже ночью нет ощущения холода и темноты. Я не удивлена, что главная героиня с ее восторженно шаловливым характером выбрала Марокко для жизни.   

В этом фильме нет людей. Вообще. Даже актеры второго плана совершенно не влияют на картину происходящего. Да, что-то как-то там идет по линии сюжета... Но фишка в том, что в фильме их нет. Такое ощущение, что они то ли совсем вымерли, то ли на грани полного исчезновения. Главные герои словно одни на всей планете и их внутренний мир, х взаимоотношения - песчинка на ладони Бога.   

p_604870 (700x466, 272Kb)p_590876 (700x524, 486Kb)p_604872 (1) (700x466, 407Kb)p_590877 (700x466, 269Kb)
p_604858 (700x466, 304Kb)
601648 (700x465, 358Kb)604860 (700x465, 272Kb)8becdd34f072 (700x375, 228Kb)ipQTI-1s1zWNJcWOyfcCMg (700x467, 311Kb)p_588854 (700x466, 205Kb)p_588851 (1) (700x466, 213Kb)p_590879 (700x466, 271Kb)p_604851 (700x466, 218Kb)p_604854 (700x466, 227Kb)

К великой радости моей оказалось, что есть режиссерская версия фильма. В ней гораздо полнее и всеобъемлюще передано все то, что я попыталась описать. Куда уж больше! Куда уж лучше! 

tumblr_ndsdv3Fq3S1tuz9wyo1_500 (500x271, 311Kb)
PS: эта небольшая жпежка отражает невыразимо желанную картину моего мира.

1 комментарий:

  1. Заинтриговала прям! Такое описание сочное, надо посмотреть)

    ОтветитьУдалить