26 января 2015 г.

Исламская каллиграфия

В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, в хадисах говорилось, что Мухаммад порицал подобные вещи. Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха".

Художник, не смея уподоблять свои изображения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертных. Этот совершенный мир истинной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлеченных понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов. Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на входах–порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира – стали основой художественного творчества мусульман.  


Арабская каллиграфия заключала в себе религиозно-символическую идею священного характера письма.  Не случайно ее называют единственной в исламском мире сакральной иконографией и как зримое воплощение слова – божественного разума – самым арабским из пластических искусств. Значение арабской каллиграфии вышло далеко за пределы культа.

Буквы арабского алфавита имеют свои законы начертания, в значительной мере обусловленные стремлением к красоте почерка, к гармонии его линий и форм. Пожалуй, нигде в мире письменность не получила такого эстетического значения, как в исламском искусстве. В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения "красотой письма" стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. Каллиграфии как виду искусства придавалось также этическое значение: «чистоту письма» считали признаком «чистоты души». 




 







 

2 комментария: