11 июля 2016 г.

Завтрак - основа осознанного питания


Больше двадцати лет я не завтракала по утрам. Потому что, в принципе люблю поспать и лишние полчаса на приготовление и прием пищи лучше потратить на ленивое валяние под одеялом и попытки врасти в кровать. Потому что я терпеть не могла молочку, каши и всякую другую полезную ерунду, которую принято есть с утра. В первые часы после пробуждения мой организм представлял собой вяло соображающее зрелище, не способное на элементарное переваривание пищи. От завтрака меня скорее бы стошнило, чем почувствовался заряд бодрости и сил. В общем, оправданий куча и все они упираются в нездоровый образ жизни и элементарную лень.

Сейчас я не представляю свою жизнь без завтрака. Если пропустить традиционную утреннюю еду, буду весь день голодная, нервная и злая, с минимальной работоспособностью и интересом к жизни. Не жизнь, а вялотекущее существование. А вот позавтракав, я словно запускаю отлаженную систему, способную сворачивать как горы дел, так и шеи недоброжелателей. Завтрак стал моим первым шагом на пути осознанного питания и он дал невероятные результаты.

   Почему нужно завтракать?   

Когда вы спите, организм трудится по всем фронтам. В автоматическом режиме происходит поддержание сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, происходит переваривание пищи, идет процесс метаболизма, восстанавливаются и растут мышцы. Утром запасы организма истощены и минимальны. Уже сам факт того, что вы не можете толком проснуться говорит о том, что организм выжат и на пределе. Если не позавтракать, включится катоболизм – процесс распада белка мышц. Именно поэтому спортсмены и фитоняши обязательно завтракают.

Я – ленивая и совсем не спортсменка, но от поджарого тела фитоняши не отказалась бы. И поэтому важно сказать про еще один аргумент в пользу завтрака – метаболизм. Метаболизм у завтракающих на 5% интенсивнее среднего показателя (тех, кто ест по утрам время от времени), а у «отказников» на те же 5% медленнее. И как результат – на ровном, казалось бы, месте, при фиксируемом калораже откуда-то за год появляются от двух до семи лишних килограмм. Ужас. Это не вода, которая якобы гуляет туда-сюда плюс-минут. Это тупо жир, который откладывается из-за медленного метаболизма и нежелания его разгонять завтраком. А вот еда после ночи голодания дает ощутимый толчок обмену веществ, позволяя более эффективно сжигать калорий в течение дня. У тех, кто завтракает, вполовину ниже вероятность иметь ожирение, утверждается в исследовании Гарвардского университета.

   Что есть на завтрак?   

Гастроэнтерологи и диетологи утверждают, что он должен состоять из молочных продуктов, фруктов и злаков. В молочке содержатся витамины группы В, кальций и легкоусвояемый белок. Фрукты вообще представляют собой широкий спектр витаминов в сочетании с клетчаткой и фруктозой. Ну а злаки – классический пример сложных углеводов, которые и обеспечивают длительный заряд энергией в первой половине дня.

Все это обосновано и понятно, но как же трудно заставить себя с утра съесть овсянку, противный безвкусный творог или кашу. Фу. Я прекрасно помню свою студенческие годы и то заторможенное состояние организма, когда встаешь в пять утра на электричку и потом еще два часа вяло трясешься в вагоне. Завтрак? Что вы! Глаза бы продрать. И хотя сознание и ум «спят», организм совершает активные телодвижения, требующие энергии. Обмануть сонный разум, которому противно есть с утра, можно простой теплой водичкой с лимончиком, медом и имбирем (на ваш вкус). Если выпить такой компотик мелкими частыми глотками, вы запустите работу ЖКТ и тем самым разбудите аппетит. Съесть что-то будет гораздо проще. Даже плохонький недо-завтрак все же лучше, чем вообще никакого. Но все-таки я предпочитаю вкусное и разнообразное начало дня.

Каша. Регулярные завтраки у меня начались с каши «Дружба». Половина риса, половина пшена. По-моему, это самое удачное сочетание по вкусу и консистенции – не склизкая размазня в тарелке, а зернышко к зернышку. Разварить ее в «дрисню» практически невозможно. Я делаю на воде, без сахара и только чуть-чуть солю, чтобы не казалась совсем пресной. А чтобы было еще вкуснее, добавляю сезонные фрукты и ягоды. Но обязательно свежее, от замороженных никакой пользы, одна вода. Зимой такую кашу очень вкусно есть с мандарином и бананом, летом больше люблю с мелко порезанным яблоком и гранатом.


Творог. Был у меня период, когда я несколько месяцев к ряду ела на завтрак исключительно обезжиренный творог. Его делают у нас в районе и фасуют в самые простые брикетики. Я брала полпачки творога, растирала вилкой с ложкой сметаны и уплетала за обе щеки. Причем жирный даже 2% творог совсем не могла есть, он мне казался мерзкой склизкой размазней. А обезжиренный был очень приятным и комфортным на вкус. Но я, в принципе, не люблю еду без явной текстуры, поэтому всегда добавляла  творогу что-то хрустящее – яблоко или зернышки граната.

Мюсли. Как-то подруга предложила поучаствовать в совместной закупке и мы купили прямо на заводе полугодовой запас мюслей. До этого я их ни разу в жизни не пробовала и с трудом представляла, как буду есть. Ведь я совершенно не пью молоко. Но подруга уверила меня, что можно использовать йогурт, сок, обычную воду и даже есть их всухомятку. Я остановилась на йогурте и до сих пор мюсли – мой любимый завтрак. Быстро, сытно, обеспечивают энергией на весь день и хрустит – все, как я люблю. Но здесь важно уточнить, что овсяные хлопья в мюслях – запеченые, а не обычная сырая овсянка. Я пробовала с обычным геркулесом, но фу-фу в какую мерзкую склизлую массу все превращается. А запеченные хлопья остаются упругими и не разваливаются, даже если их надолго замочить. Сейчас я делаю мюсли сама, смешивая в банке то, что мне нравится. За основу беру те самые запеченные хлопья, добавляю кокосовую стружку, семена чиа, кедровые и лесные орехи. Очень удобно, когда ты терпеть не можешь изюм и старые пыльные сухофрукты в пачке.

   Завтрак - основа осознанного питания   

Для меня завтрак стал первым шагом на пути понимания и осознания того, что я ем, как я ем и для чего. Я не адепт интуитивного питания, потому что, прислушиваясь к себе с утра, находила все что угодно, кроме желания есть. Но у меня было понимание необходимости завтрака, осознание, насколько утренний прием пищи важен именно для меня и нужно было только подобрать еду, которая будет аппетитна и желанна. И вот тут как раз включилось интуитивное питание, подсказывающее, какой вид продуктов нужен на завтрак. Зимой и летом мне хочется разного, в выходной и будний день тоже. 

Для меня первый завтрак должен быть достаточно плотным и обильным, состоящим из разных вкусов и текстур. Сейчас многие вегетарианцы и диетологи советуют на завтрак смузи и только спустя некоторое время есть второй, более плотный и медленно-углеводный завтрак. У меня наоборот: сначала каша, а спустя два-три часа смузи. Ягодное пюре или коктейль с утра я не могу съесть тк сразу начинается урчание-бурчние, очень сильный голод и дискомфорт. А вот после первого завтрака смузи как раз бодрит, быстро утоляет голод без ощущения тяжести и поддерживает метаболизм на нужном темпе.


Еще одно осознание, которое открыла мне привычка к завтраку - нужно кушать красивую еду. Не быстро-быстро свалил в тарелку и сожрал, потому что с утра не до церемоний. А спокойно и с удовольствием украшая даже самую простую кашу. Обыкновенная пшенка с рисом выглядит нарядно и аппетитно, если посыпать сверху гранатовые зернышки, аккуратно порезать яблоко или банан, почистить и поделить на дольки мандарин. Немного полить творог шоколадным сиропом и вот уже не просто скучные 0%, а привлекательный заманчивый десерт. Дошло до того, что мой парень глядя, как я собираю себе завтраки, стал негодовать "Себе творожок сделала, а мне?" Возбудить аппетит можно на любую еду, если ее красиво подать.

2 комментария:

  1. Согласна, что если пропустить завтрак, то день пойдет не так) и очень важно готовить красивый завтрак))
    https://twinklelittlstar.wordpress.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. красивый завтрак и съесть хочется больше :)

      Удалить