14 октября 2014 г.

Рисование - это процесс, а не результат

Одна из самых сложных проблем, с которыми я столкнулась во время рисования - незаконченные наброски. У меня очень, очень-очень, просто неприлично много незаконченных работ. По сути, проще пересчитать по пальцам те рисунки, которые я закончила, действительно закончила и они имеют некоторый "завершенный" внешний вид. Я много думала над тем, а не ленивая ли я задница, которая любит все бросать на полпути и не доводить дело до конца? Это опасная дверь, не стоит ее даже открывать [смеется]. Поэтому решила - нет, все со мной нормально. 

По-началу думала, что мои незаконченные работы есть ни что иное, как недостаток мастерства довести их до ума. Например, начать рисовать лицо и бросить волосы лишь в контурном наброске парой линий - не умею, не знаю как сделать, пусть только намечу, а воображение дорисует остальное. Но время шло. Я своим придирчивым взглядам стала замечать прогресс и в чем-то даже некоторое совершенство, однако - наброски множились, а готовых работ было унизительно мало. Самые законченные у меня - портреты, которые кто-то из подруг выклянчил. Ведь я не могу отдать козюльку с тремя штрихами, пусть и безупречными. Скажут - чойта, што за фигню ты мне подсунула, ты же художник, а это что за промакашка? Мучилась, страдала, но делала светотени на лицах (которые ненавижу). Заказчик оставался доволен, я - отваливаюсь без сил.


Сейчас, возобновив рисование я очень чутко прислушиваюсь к своим ощущениям. И для меня стало открытием, что рисование - это по сути процесс, действие, а рисунок - это как бы больше побочный эффект, дополнительный бонус. Для меня рисование - это процесс, когда "хочу" усаживает мою задницу перед блокнотом и "могу" начинает на нем выделываться. Когда-то я получала чуть ли не оргазмичное [такое слово вообще есть...?] удовольствие от вырисовывания деталек, клеточек, прорисовки волос шариковой ручкой, крыльев с перышками. Зачастую все остальное в рисунке сильно страдало от недостатка внимания, но то, что мне нравилось рисовать, было совершенно. Не придраться. Вот только, стоило дорисовать эти штучки и я полностью теряла интерес к рисунку. В итоге он выглядел незаконченным и отправлялся в папку. Говорят, рисовать нельзя из-под палки, нельзя себя заставлять. 

Говорят, что наоборот надо доводить начатое до конца. Я считаю, что художник должен очень чутко прислушиваться к себе и грамотно распределять силы. В момент, когда жопное шило кольнуло сесть порисовать, нужно быстренько прикинуть, а насколько меня хватит. Первый запал, порыв, очень силен. И очень важен. Во время него можно создать секстинскую капеллу и мону лизу. Но только в том случае, если грамотно распределить усилия и захватить наброском весь масштаб будущего шедевра. Т.е. не удариться в прорисовку того, что вам безусловно нравится, а заняться тем, чем в обычное невдохновенное время вы заняться бы побоялись, не решились, побрезговали. Например, я всегда могу вернуться к рисунку и заняться волосами, деталями, мелочевкой - я всегда люблю и хочу это рисовать, нет проблем. А вот титьки рисовать боюсь, не умею и не решаюсь. Но во время порыва - рискну и возможно у меня получится достойный набросок, который потом можно довести до ума. 

Творчество - это процесс. Рисуя, мы занимаемся творчеством, а не производством готового продукта. Как только вы перехотели рисовать - считайте ваша работа готова. На этом этапе или вообще - готова. О готовности рисунка свидетельствуют не глаза, а ваше вдохновение. Именно оно подскажет, когда и где следует остановиться. Нередко, заставляя себя "закончить" я портила чудесные зарисовки. Так что, совершенно не имеет значения, насколько завершенным выглядит рисунок в конце пути. Набросок - это тоже самостоятельный жанр, который может быть очарователен в своей незаконченности. Да и вообще: ни что так не вдохновляет, как незаконченная работа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий