В полной мере с гениальностью организации русских туристических экскурсий я столкнулась во время поездки в Аюттхаю. Вот не совру и приведу расписание дня: час на катание по гостиницам, чтобы собрать всех туристов, два часа на дорогу, час на перерыв на поесть на заправке, час на завтра на месте приезда, 15 минут просмотр одного храма, 15 минут просмотр второго, 15 минут на просмотр третьего, два часа на ожидание потерявшихся и перекличку, час на обед, два часа на обратную дорогу. Все. В общей сложности осмотр достопримечательностей - 45 минут, питание туристов - 3 часа, дорога - 4 часа, неорганизованное безобразие - 4 часа. Не дадут соврать. Но все-таки, все-таки этот город заслуживает отдельного поста.
Аюттхая (или Аюттайя) это первая столица королевства, которое тогда еще не было ни Таиландом, ни даже Сиамом. В своем величии и красоте она просуществовала ни много ни мало, а аж до конца 18 века! На тот момент это был крупнейший город на планете с более миллионным населением. Здесь проживало больше жителей, чем в Лондоне или Париже. Самый расцвет города пришелся на середину 16 века. Здесь находились три королевских дворца, аналогичных Большому королевскому дворцу, расположенного сегодня в Бангкоке, 400 храмовых комплексов, которые были обнесены 12 километрами крепостных стен и прочих фортификационных сооружений. Это была одна из богатейших мировых столиц. Шпили и купола храмов были украшены золотом, а изваяния Будды, достигавшие 16 метров в высоту, отливались порой из этого металла целиком. Город был покрыт сетью каналов, по которым плавали великолепные лодки (в музеях Бангкока их можно посмотреть в уменьшенном масштабе), а в центре всего находился остров, окруженный со всех сторон реками Чаопраей, Лопбури и Пасак.
В 1767 году город был стерт с лица земли бирманской армией. Он был разграблен, разрушен, но что более важно - он был осквернен. Бирманцы шли по городу и отрубали головы статуям Будды, которых тогда в городе были тысячи. Кроме откровенного надругательства и вандализма соображения были и чисто практические. Аюттхая выдержала не одну осаду бирманцев и, в принципе, всегда была готова к нападению. После первых нескольких нападений монахи стали покрывать золотые статуи гипсом, чтобы скрыть драгоценный метал и уберечь святыни от посягательств. Но во время одного из актов вандализма статуя упала и от нее откололся кусок, под которым показалось золото. Поэтому последний разрушительный поход бирманцев в 1676 году был особенно жестоким - они целенаправленно искали золото. Кстати, самая большая статуя Будды в городе, 16 метров чистого золота, так и не была найдена ни бирманцами, ни историками-археологами нашего столетия.
Но вернемся к нашей современной экскурсии.
Аюттхая находится примерно в двух часах езды от Паттайи. Это тоже одна из самых непопулярных экскурсий. Русский турист не любит знакомиться с объектами ЮНЕСКО, которые лежат в руинах. Это довольно неаппетитное и скучное зрелище для неискушенных туристов. Но мы ж не такие! Танечке только покажи развалюху, так она вокруг нее будет плясать от восторга. Не знаю почему, но при виде разваливающегося общечеловеческого культурного наследия я теряю волю. А тут не какой-то отдельный храм или памятник - а целый город, масштаб которого я описала выше! Сейчас он довольно провинциальный и совсем небольшой, я думаю даже поменьше Паттайи. Но совсем не нее не похож. Похож на...мм...какой-нибудь отдельный район Бангкока, не самый современный, но очень уютный.
Достопримечательностей на территории города уйма - дворцы, храмы, усыпальницы, монастыри и все, что осталось от всего прочего. Да, практически все лежит в руинах. И смотреть там, в принципе, абсолютно не на что. Все что можно было сожжено и разрушено бирманцами, остальное доделало само время. Чудом уцелевшие строения почти не сохранили внешней отделки, внутренней практически нет вообще. Три храма - три обязательных пункта для посещения: Ват Пхрасисанпхет, Ват Махатхат и Ват Чайваттханарам.
Ват Махатхат это один из самых окультуренных комплексов. Там есть оборудованные площадочки, где можно купить водички, сувениры и отдохнуть в тени. Туда мы приехали в первую очередь. То, что ты видишь в первый момент - обломки стен, остатки кирпичной кладки, строения непонятного назначения, которые напоминают воткнутые в землю кукурузные початки. Либо это все вас поразит до глубины души, либо вы убежите обратно в автобус с кондиционером. У меня вот случилось первое. Я никогда не видела кхмерской архитектуры именно древней (Храм истины в Паттайе это все-таки новодел), и я была совершенно очарована. Примерно так я представляла себе Камбоджу. Только больше и в джунглях : )
Ват Махатхат это не просто один храм - это храмовый комплекс, с несколькими главными святилищами, всякими нужными постройками и чеди (такие пирамидки усыпальницы). Все это к тому же было обнесено нехилой стеной, от которой сейчас осталась только приступочка не выше колена. Это была своеобразная резиденция короля. По традиции все тайские монархи должны какое-то время быть монахами, перед тем как стать лидером государства. Так что можно сказать, что Ват Махатхат это королевский монастырь. То, что я приняла сначала за кукурузные початки, называется пранг. Самый главный центральный пранг довольно сносно сохранился. На нем можно даже наблюдать несколько чудом уцелевших барельефов и украшений.
Наверх можно подняться. Как видите, сейчас идет очень-очень аккуратное и придирчивое восстановление. Медленное даже по меркам никуда не спешащих тайцев. Но все работы и их промежуточный итог выглядят очень старательным и бережным.
И конечно же статуи. Обезглавленные. Огромное количество. Размеры некоторых просто поражают.
Некоторые уцелевшие и найденные головы лежат рядом у ног. При этом (я конечно не совсем поняла), но эти статуи являются действующими святынями. Некоторые одевают в оранжевое облачение, рядом с некоторыми стоят подношения. Даже не смотря на отсутствие головы.
Здесь же в Ват Махатхат находится негласный символ города. Это довольно большая голова Будды, оплетенная корнями деревьев. Когда Аюттхая была разрушена большинство статуй были повалены на землю. Король Таксин решил не восстанавливать город и перенести столицу. Аюттхая почти 150 лет была заброшена. Кстати, местные видя неподребное осквернение своих святынь до сих пор предпочитают не гулять в этой местности. По легенде после разрушения города эта голова Будды ушла под землю. Дерево, росшее рядом, постепенно корнями вытянуло ее на поверхность.
Вживую это выглядит совершенно невероятно. У Будды такое...такое...умиротворенное что ли, ужасно довольное и счастливое выражение в лице, словно ему в этих корнях как в колыбельке - тепло и уютно. И хотя документальных подтверждений легенде нет, место считается святым. Здесь можно увидеть стайки монахов в оранжевом, красвых девушек с цветами и дарами. Туристам не разрешается стоять рядом в полный рост. Вообще, рядом с Буддой не рекомендуется стоять так, чтобы ваша голова была выше его. И незабываем про стопы - грязные сандали нельзя направлять в его сторону.
Далее мы отправились в Ват Чайваттханарам. Это один самых сохранившихся и почти не покосившихся комплексов. В центре находится главный кукурузный пранг, окруженый с четырех сторон початками поменьше. Центральный храм Пратхан символизирует гору Меру - ось мира. Четыре храма поменьше - четыре расходящихся от нее континента.
Вдоль одной из стен расположены 120 статуй сидящего Будды. Еще двое (их было три) сдят на постаментах у главного входа.
И для сравнения - ночью. Неудивительно, что местные боятся тут бывать. Я бы то ж не отважилась пройти мимо этих темных проемов.
Ват Пхрасисанпхет не похож ни на что. По сути это три огромные чеди (такие ступки-пирамидки), в которых замурован прах трех королей - отца, сына и внука. Они выглядят совершенно невероятно и чем-то напоминают пирамиды. Атмосфера тоже немного другая.
Помните я писала, что в Аюттхае была 16-метровая золотая статуя Будды. Вот именно в Ват Пхрасисанпхет она и была. Сейчас ее там, разумеется, нет. А где она? А кто знает, куда ловкие монахи ее запрятали. Замуровали в одной из чеди, например.
Ват Пханан Чоенг известен тем, что в нем находилась самая древняя статуя Будды, сделанная из кирпича и известкового раствора.
На протяжении нескольких веков королевская династия всячески ее облагораживала, в результате чего сегодня можно наблюдать грандиозный храм. Известный подтвержденный в летописях факт: когда бирманцы подожгли Аюттхаю из глаз Будды потекли слезы, а затем она раскололась на множество фрагментов. Король Рама первый, первый монарх в династии Чакри, приказал восстановить статую, собрав по кусочкам. Последний элемент (щёчки Будды ^_____^) был установлен в 1928 году. Позднее статуя была покрыта золотыми и медными листами.
К слову высота ее 19 метров. Оцените размер в соотношении с людьми.
Существует один обряд. Множество людей приносят в храм рулоны ткани, освещают, а затем ими укрывают статую. При этом таким образом, что все рулоны оказываются проходящими через ладони Будды. Под этой шафрановой тканью молятся люди. Считается, что она укрывает и избавляет от грехов, которые уходят по полосам..
Вы знали, что у Будды есть "специальная" поза на каждый день недели? Причем, среда делится на день до полудня и после полудня. Вот они все внизу:
Что еще есть интересного в Аюттхае? ой, да много чего! Ват Локайасутхарам, например. Моя любимая поза Будды.
Статуя называется Пхра Бхуддхасайярт. 37 метров в длину. Головой Будда лежит на лотосе. Совершенно невероятно улыбчивое у него выражение в лице. За что люблю буддизм - за улыбку Будды. К великому моему сожалению изображать Иисуса улыбающимся почему-то не принято.
Обратите внимание на стопы. Такое положение неслучайно. Одна нога лежит ровнехонько на другой под прямым углом, чтобы показать, что длина пальцев обоих ног одинакова. А на пяточках - золотые пластиночки.
Монастырь Ват Яй Чай Монгкол был построен для конкретной группы монахов, которые возврашались в Таиланд после обучения на Цейлоне.
А вот, кстати, и монахи. Но просто - туристы. Многие с айпадами были : )
На территории монастыря есть еще один возлежащий Будда. И забавная традиция. Туристы должны прилепить к его пяточкам монетку. Если приклеится - хорошая карма у тебя, если нет - неважная.
* резюмируем *
Про Аюттхаю можно сказать только хорошее. Не смотря на то, что мы были там унизительно мало (так уж формируют экскурсии), я настоятельно рекомендую выделить не менее полноценного дня для осмотра. Желательно остаться заночевать, чтобы посмотреть с реки ночную подсветку всех этих очаровательных кукурузных початков. На самом деле в городе гораздо больше храмов со своими особенностями. Надеюсь после моего рассказа вас не смутит, что все находится в руинах. Это очень, ОЧЕНЬ интересные и любопытные руины. Я отчаянно вопию и призываю ехать в Аюттхаю своим транспортом, четырех или двухколесным - на ваше предпочтение, но обязательно своим. Остановиться в городе можно так же дешево как и везде, с питанием - все отлично. Почему сами? Потому что как ни гадай, как ни выкраивай день, турагентства привозят туристов в Аюттхаю в полдень. А деревьев на территории храмов очень мало. Честно скажу, но тени вы не найдете. И лазить по руинам в 40+ солнцепек, когда кожа тут же покрывается ожогами, а организм убивает тепловой удар - не для слабонервых. Я свалилась после первых же 20 минут на солнце. При том, что я уже привыкла к климату. Оптимальное время для осмотра - после 15.00 или до 11.00. Вход на большинство территорий свободный и бесплатный, так что ограничений нет. Подгадать нужно только с монастырями - после 17.00 туда уже не войти. Я очень переживала, что из-за пляжного отдыха в Паттайе не увижу самой тайской культуры, местной жизни и колорита. Я хотела ехать на север, но вот видите - оказалась на юге страны. Но Аюттхая компенсировала все и с лихвой. Я очень люблю такие исторические памятники, в которых концентрация местной религии просто зашкаливает. Так что это отличное место, чтобы узнать саму суть страны. Не самую может быть привлекательную с точки зрения комфорта, но...но.
Аюттхая к посещению обязательна. Вот вам даже карта!
Комментариев нет:
Отправить комментарий