Когда-то, кажется уже очень-очень давно, гуляли с другом на ВДНХ и встретили там группу странных людей, бодренько распевающих под баян Харе Кришна. Помню мы остановились и я изумленно смотрела на их приплясывающую процессию. Друг мой не растерялся и уже что-то жевал с предложенного девушкой блюда. Я подумала, что это очень милые люди, хотя и странно смотрящиеся на выставке достижений народного хозяйства. В конце концов я тогда уже плотно общалась с реконструкторами и "ряженными" меня сложно было смутить или удивить. Спустя почти три года я сознательно пошла на фестиваль ведической культуры Голока-фест, который проходил 20 октября в Форум Холл (Москва). Благо в афише было упоминание "Вход свободный", а значит, если я даже что-то напутаю по незнанию, меня может быть даже не сожгут в праведном гневе и может быть даже не выгонят. Это был довольно странный, но необходимый опыт.
Пошла с подругой, имеющей такое же отношение к кришнаитам как и я - никакого. Вообще конечно было бы очень славно иметь для общения сведущего товарища, но таких не оказалось и пришлось разбираться во всем на месте. Поэтому когда на входе девушки забросали нас розами, я даже не пыталась уворачиваться. Пришли мы рано и застали фестиваль на стадии последних приготовлений и настройки аппаратуры. Мне, как человеку привыкшему к полевым условиям, фест в помещении казался странным и непонятным делом. Программки как таковой не было и что-когда будет - должно было стать сюрпризом.
Мы немного побродили между столов, которые предлагали информацию о разных программах, общественных движениях, организациях, клубах и пр. Пара ведических астрологов что-то нашептывали алкающим знаний о будущем. Я этому соблазну не поддалась, решив, что будет то, что должно, и слова третьих лиц на это не повлияют. Люди подтягивались медленно и самые разные. Было удивительно видеть, как дети (17-25 лет) приводят своих великовозрастных родителей и те, странно посмеиваясь, снисходительно посматривают разложенную литературу. Пожалуй, это правильно. Я тоже очень хотела, чтобы мама с папой приехали посмотреть на меня на историческом фестивале, посмотреть как там здорово, красиво, весело, какая удивительная общедружная атмосфера...Так что родителей на ведическом фестивале было предостаточно.
За отдельным столом девушки в красивых ярких сари рисовали на переносице у всех желающих некий символ неизвестной мне принадлежности. Другие девочки рисовали хной узоры на ладонях и ступнях. Все очень красиво, ярко и тут я поняла, что от обилия не то красок не то энергий мой фотик просто отказывается снимать. Что он вытворял с настройками, выдержкой и фокусом я даже не знаю как сказать. Жил своей жизнью! Так что качество снимков очень и очень своеобразное.
Мы скромно уселись на стульчиках в дальней части зала. Другие люди с печатью ведического знания на всем внешнем облике садились ближе к сцене прямо на ковры. Я подумала, что мы еще не достаточно просветленные, чтобы к ним присоединиться. Но потом к нам подбежала девочка, опознавшая по браслетам нас как новичков, и напутственно послала на ковры. Вот только она не уточнила, что есть разделение на мужскую и женскую половину, да и я запамятовала (ведь читала же где-то!). Так что пришлось нам смущенно отползать с мужской половины восвояси : )
Еще блуждая по залу, я заметила (вот даже сверюсь, чтобы написать правильно все титулы и имена) Его Святейшество Шрила Бхакти Ананда Кришна Госвами Махарадж. Не знаю, можно ли вычленять из этого длинного списка определенно что-то значащих имен просто "Ананда Кришна". Это совершенно невероятный человек. В нем столько улыбки! Совершенно невозможно не улыбнуться в ответ. Смотрела в записи несколько его лекций, но вживую впечатление сильнее в несколько раз. Не смотря на странные казалось бы одежды и своеобразную худощавую внешность, очень хочется быть к нему ближе и чуть ли не заглядывать в рот, ловя каждое слово. У него огромные, просто невозможно невероятно огромные глаза, которые кажется видят не только зал и толпу людей, но и дальше-дальше-дальше. В общем только ради этой встречи было достаточно пойти на фестиваль.
Осмотрела и обнюхала подозрительно богатый и разнообразный на вкусности вегетарианский стол, недоверчиво покосилась на колбасу - соевая что ли? Очень порадовали конфетки и печеньки для сыроедов из всяких молотых орешков и семечек. Что-то подобное лепили девочки-реконструкторы на фестивале Городецкое Гульбище 2011, правда в качестве связующего элемента используя ягоды. Выглядело все очень красиво и старательно приготовленным, сразу видно - с любовью. Чай предлагался странный. Цветочный какой-то что ли? Больше напоминая сбор травок. По цвету вообще что-то невообразимое, как редкий нелюбитель чаев - попробовать не отважилась.
А потом наконец-то начался киртан. Точнее теперь я знаю, что это называется - киртан. По сути, это когда все собираются вместе и поют для Кришны. Поют мантры на санскрите. Было очень забавно слышать, когда на сцене Адити Дукхаха прабху обратился к публике: ну вы все знаете слова этой мантры и далее был "непереводимый итальянский фольклер". Мы с подругой посмеялись и обратились к экрану, на котором для таких несведущих в произношении было подобие караоке. Первые же аккорды вынесли мне мозг, как говорится. Я огромный любитель ориэнтал музыки и слушать народные инструменты вживую это просто огромнейшее наслаждение. Следует отдать должное опергруппе по акустике - звук был настроен отлично. А уж когда Адити Дукхаха прабху затянул первую мантру сильным чистым голосом, то просто мурашки побежали. Киртан построен таким образом, чтобы с начала пения захватить внимание слушателя и вести его выше и глубже все убыстряя темп. Да так убыстряя, что под конец часового киртана хочется вскочить с места и плясать, и кружиться, распевая в голос на санскрите, когда еще час назад ты его хрен бы выговорила без подсказки.
После того, как все вдоволь напелись и наконец-то подтянулись плотными рядами, нам представили индийские танцы. Этим меня тоже было сложно удивить, тк общаясь с инструктором по восточным танцам - видела и не такое. Сам танец очень напоминал асаны йоги, поставленные на мифологический сюжет. Девушки в разноцветных панталончиках вышагивали по сцене, позвякивая бубенчиками на ногах, красиво и изящно водили ладошками с разрисованными красным пальчиками, а голос на фоне рассказывал легенды и были.
Это кстати торт.
А это кстати алтарь.
Потом снова был киртан и всех дружно пригласили танцевать. Весь зал, вся его мужская и женская половины дружно встали и под маха-мантру пустились в пляс. К тому моменту я уже ничему не удивлялась.
Вцелом мероприятие открыло для меня мало нового. Кроме одного единственного момента. Когда танцы перешли совсем уже в активную стадию и зал в синей и красной подсветке стал напоминать рок-концерт, подруга обратила мое внимание на пляшущую мужскую половину. Я в радостном изумлении совершенно неприлично вытаращилась на обнявших друг друга за плечи мужчин и переступавших попеременно с ноги на ногу. В общем типичный иудейский танец, чем-то напоминающий греческие сертаки. Я этому так обрадовалась почему-то! Хотя я же не еврейка...вроде бы : )
Был один момент на фестивале, когда гостям предлагалось взять эмм...такие вкусняшные шарики, в которых как в печенье с предсказаниями были записочки-фразы из Бхагавад-Гиты. Это можно назвать "библией кришнаитов". Шарик нужно был взять не себе, а подарить его другу, или недругу, или кому угодно - главное не себе. И хотя я прекрасно понимаю, что вырванная из контекста цитата может трактоваться как угодно и быть одинаково к месту и не к месту, но мне выпала такая вот:
Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства. БГ 2.24
Разумеется я трактовала это под себя в рамках имеющегося опыта и знаний. Стыдно сказать, но до прочтения Бхагавад-Гиты я так и не дошла, напрочь углубляясь в "аврамейские тексты". Но эта записочка как бы подытожила мои мысли и ожидания, которые я и пыталась упорядочить, придя на подобный фестиваль. Когда во время киртана нужно было медитировать про Гималаи, я думала про Израиль, когда все пели святые имена, я думала про Иисуса. Но не было какого-то противоречия или неприязни к происходящему или к окружающим людям. Если Бог един - значит и по какому имени Его к Нему не обратись - Он услышит тебя. Вокруг плясали и пели счастливые преданные - почему нет? Они любят Бога и Он их любит. Не это ли главное?
Комментариев нет:
Отправить комментарий