Поистине, Аллах – Красивый, и Он любит красоту.
Главная святыня исламского мира находится во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (г.Мекка, Саудовская Аравия). Строительство первой мечети вокруг Каабы относят к 600 годам и позднее она много раз перестраивалась и расширялась. Сегодня это самая большая и главная мечеть в мире. Ее площадь более 400 тысяч кв. метров и одновременно в ней могут совершать молитву 2,5 миллиона человек. Для сравнения, в Санкт-Петербурге сегодня проживают около 5 миллионов.
Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но чтобы отличаться от построенной Голубой мечети в Стамбуле, был построен седьмой минарет. А позднее - восьмой и девятый, потому что ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. Высота каждого минарета около ста метров. Вся территорию мечети окружают четыре стены, в которых находятся четверо главных ворот и 44 входа в саму мечетью. В самом здании более 500 мраморных колонн, представляющих собой одну сплошную галерею.
Паломничество в Мекку - пятый "столп веры" - совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством". Согласно учению ислама, хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.
Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но чтобы отличаться от построенной Голубой мечети в Стамбуле, был построен седьмой минарет. А позднее - восьмой и девятый, потому что ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. Высота каждого минарета около ста метров. Вся территорию мечети окружают четыре стены, в которых находятся четверо главных ворот и 44 входа в саму мечетью. В самом здании более 500 мраморных колонн, представляющих собой одну сплошную галерею.
Паломничество в Мекку - пятый "столп веры" - совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством". Согласно учению ислама, хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.
Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила (Исаака) и жизнь Пророка Мухаммеда, как пример смирения и покорности Всевышнему.
Кааба был построен не людьми, а ангелами и уже вокруг него была воздвигнута мечеть - первый храм единому Богу для поклонения людьми на земле. Считается, что строителем первой мечети вокруг Каабы был пророк Адам и его жена Ева. Согласно Корану Адам и Ева раскаялись в своем проступке, и Аллах простил их. А в знак прощения им был ниспослан блестящий белый камень - аль-Хаджар аль-Асвад (камень прощения). Сегодня он черен как смоль т.к. считается, что он забирает на себя грехи паломников.Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Они просят Всевышнего простить им прегрешения и явить Свою милость. Совершая хадж, паломники многократно повторяют молитву:
Здесь я служу Тебе, Господи! Здесь я служу Тебе! Нет Тебе равного! Одному Тебе - поклонение, от Тебя - все благое! Нет царства кроме Твоего царства, нет власти, кроме Твоей власти!
Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году. Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние - ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы - таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат - вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы по возвращении из долины Арафат - таваф аль-вада.
Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.
Тысячи палаток для паломников в долине Мина около Мекки, Саудовская Аравия
Место, где паломники облачаются в одеяния ихрам, называется микат - оно находится в четырех километрах от Каабы в долине Мина. В наши дни многие паломники облачаются в эти одеяния заранее, перед самой посадкой в самолет. Пройдя микат, мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): "Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!" - с этого момента считается, что он вошел в состояние ихрама.
Мусульманские паломники идут мимо стройки около Большой мечети во время ежегодного хаджа в Мекке, Саудовская Аравия
При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
Кааба имеет форму куба с протяжённостью сторон по 15 метров, сложенного из каменных плит. В нем нет михраба - арки, указывающей направление для молитвы. Внутри и снаружи Кааба скрыта под чёрным покрывалом с надписями из Корана – кисвой, который открывается только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, раздают паломникам.
Сотрудник цеха по производству кисвы вышивает ее золотыми нитями. Кисва — черная ткань с вышитыми золотом и серебром сурами, которой покрывают Каабу. Кисва меняется каждый год.
Внутрь храма Каабы можно войти через высокие врата. Они открываются очень редко - не чаще двух-трёх раз в год. Обычно внутрь Каабы допускаются только король Саудовской Аравии или его представитель, главы дипломатических миссий из других мусульманских стран, представители духовенства. Напротив Каабы находится камень макам Ибрахим, который отмечает место, на котором Ибрахим (Авраам) вел строительные работы, держа на своих плечах сына Исмаила (Исаака). За стеклом находится камень с отпечатком стоп пророка. Полукруглая низенькая стенка, ограждающая некоторую территорию около Каабы, согласно преданию является местом могил Исмаила (Исаака) и его жены Агари (Хаджары).
Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра.
Паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к "черному камню": они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), а затем подносят руку к губам и глазам (истилам). Затем следует семикратный обход Каабы против часовой стрелки - таваф. При этом первые три круга следует пробежать или пройти быстрым шагом.
Во время обхода Каабы совершается поклонение ее "иракскому и "йеменскому" углам (целование, прикосновение рукой, произнесение особых молитв). По окончании семикратного обхода паломники подходят к месту входа в Каабу, прижимаются к нему всем телом, поднимают правую руку в сторону входа и произносят молитву, прося милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва с чтением двух сур Корана - 109-й ("Неверные") и 112-й ("Очищение"). Завершив обход Каабы, паломники направляются к плите "стояния Ибрахима" (макам Ибрахим) и совершают там молитву. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
Бутыли со священной водой Зам-Зам, которая считается у мусульман целебной от всех болезней.
Святой источник Зам-зам находится на расстоянии нескольких метров. В истории о пророках сказано, что Ибрахим по велению Аллаха отвёл в пустыню свою жену Хаджар с младенцем Исмаилом. Тогда это была голая пустыня. Ибрахим оставил им мешочек с финиками и ёмкость с водой, которая быстро кончилась. Хаджар взобралась на гору Сафу, чтобы осмотреть долину, но ничего не увидела. Тогда она взобралась на другую гору и делала так семь раз, пока не услышала Глас Господень. Вернувшись к сыну, она увидела что рядом бьет родник. Зам-Зам забил там, где ангел Джабраил (Гавриил) пробил пяткой земную твердь - поэтому это место называется "Ракзату Джабраила". Считается что эта вода лечит от любой болезни.
Обход Каабы совершается в любое время дня и ночи, сразу по прибытии в Мекку.
Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно.
В мусульманской традиции существует несколько объяснений происхождения этого обряда: по одной из них, эти два холма были местом отдыха Адама и Хаввы; по другой - обряд сай исполнил Ибрахим как поклонение Аллаху, а поскольку на его пути вставал Иблис (сатана), Ибрахим был вынужден бежать. Наибольшее распространение получило предание о том, что этот обряд установлен в память о страданиях Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила.
Мусульмане трогают и пишут на колонне Джабал аль-Рама на горе Арафат
На этом заканчивается "малое паломничество" (умра) и те, кто совершает умру и хадж раздельно, обрезают прядь волос и выходят из состояния ихрама, которое они возобновляют непосредственно перед хаджем. Но обычно паломники полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания. Остальные обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни.
В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж. На следующий день паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат-тарвийа - "день напоения". Ночь с 8-го на 9-е зу-ль-хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф).
Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.
После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят и всю ночь - она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.
Рано утром 10-го зу-ль-хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
Далее следует обряд жертвоприношения. 10-е зу-ль-хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама - Ид аль-адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль-вада). В течение трех дней паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба.
Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи. Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана.
Паломник в пещере Хираа на горе Жабаль-ан-Нур
Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.
Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) - вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница Пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице Пророка, паломники произносят приветствие:
Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довел до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!
и совершают молитву, обращенную к Аллаху, которая заканчивается словами: "О Господь! Соделай моего Пророка заступником за меня!". После этого паломники подходят к могилам Абу Бакра и Омара, перед которыми тоже произносят слова приветствия и совершают молитву. Женщины к могилам не приближаются - им разрешается только войти в Мечеть Пророка и совершить в ней молитву.
Мусульманские паломники молятся около мечети Намира на горе Арафат, Саудовская Аравия
Затем паломники посещают две знаменитые мечети - Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению Пророка Мухаммеда: "Кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру". Согласно традиции, сам Пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена еще во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб - ниша в мечети, указывающая киблу) - один из них обращен в сторону Мекки, другой - в сторону Иерусалима.
Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где Пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда (дочь Фатима, внук Хасан) и праведный халиф Осман, а также могилы павших за веру в битве при Ухуде. Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление Пророка Мухаммеда, который говорил: "Тот, кто совершает хадж и не посещает меня - ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня, воздастся ответным приветствием".
Мусульмане во всем мире, которые не смогли приехать в священную Мекку, в 10 день 12 месяца исламского лунного календаря празднуют Курбан-Байрам или праздник жертвоприношения в честь готовности пророка Авраама принести в жертву своего сына Исмаила по повелению Божьему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий