8 января 2015 г.

Третьяковская галерея

Я нахожу любопытным тот факт, что некоторые люди в принципе не любят ходить по музеям. И речь не о тех, на кого это навевает скуку, подкрепленную детскими воспоминаниями о рядовых школьных походах. И не о тех, кто считает это нецелесообразным в наш век доступной информатизации, ведь можно все нагуглить в интернете. И даже не о тех, кому попросту лень прилагать усилия куда-то ехать или идти. Хотя такие энергосберегающие люди с таким подходом в некотором роде раздражают. 

Мне интересна та категория людей, которые не видят в силу разницы восприятия картины мира. Есть ведь визуалы, которые пожирают глазами окружающий мир. Есть аудиалы, которым вообще не нужны органы чувств тк звуков достаточно, чтобы не всплывать в нашу реальность. Наверное, мне нравится открывать людям глаза. Как-то пытаться доносить им то, что чувствую и переживаю я тк мой эмоциональный опыт определенно свидетельствует, что это прекрасно. Мне хотелось бы, чтобы другие тоже смогли это увидеть, пережить это волнение и радостное возбуждение, восторг. Ведь искусство - прекрасно. 

Вопрос лишь в странной закрытости, которую зачастую и сформулироваь-то не получается. Когда-то я была глуха к современному искусству, мотивируя это какими-то своими вкусами, предпочтениями, природной вредностью и скверным характером говорить фу по большому счету без разбора. Искусство, даже современное, столь обширно, что просто невежливо отрицать его поголовно. Красота - в глазах смотрящего. И мне ужасно интересно, почему я вижу то, чего не видят другие, и почему я не вижу того, что видят они. 


Правительство Москвы на новогодние каникулы сделало всем подарок - бесплатный вход в 56 музеев и 28 выставочных залов. Но, разумеется, Третьяковская галерея не попала в этот список. Не смотря на это в 10 утра 2го января выстроилась огромная очередь страждущих к искусству. Кто все эти люди? Было очень приятно видеть в очереди влюбленные парочки, людей старшего поколения, целые семьи и большие компании. Это очень, очень здорово, что люди в столь располагающий к праздному застольному безделью пришли за искусством. Превозмогая непогоду, а в столице в тот день лил дождь, я вместе со всеми отстояла положенное время, промокла насквозь, и попала-таки в сокровищницу федерального значения.

К моему удивлению, главная галерея страны оказалась унизительно маленькой в сравнении с Эрмитажем. Видимо, воровать и покупать иностранные творения мы умеем лучше, чем плодить свои собственные. И все же я получила огромное удовольствие от прогулок по залам. Большое количество людей меня не особенно смущает. Иногда мешает разглядывать полотна тк я люблю елозить носом до тех пор, пока бдительные смотрительницы не прогонят меня сигнальным свистком. Но было даже забавно наблюдать, как, например, какой-то парень вдохновенно рассказывал своей девушке об оружии. Или наблюдать красиво одетую пару, у которых определенно было свидание. Боже правый, свидание в Третьяковке, да еще и когда твой спутник в теме - что может быть прекраснее...?

Есть ряд произведений, к которым я холодна. Например, многочисленные фамильные портреты графов, князей, царевен и прочих царственных особ. О них мне сказать нечего, поэтому расскажу про картины, которые так или иначе произвели на меня впечатление. Например, на удивление мне понравился Верещагин. Не "Апофеоз войны" и другие жутковатые батальные полотна с горой трупов, а Туркестанская серия. Само собой, меня хлебом не корми, дай поглазеть на мечети Самарканда. Самое интересное, недавно мне подарили книгу "Russian Orient Art" в тч с репродукциями Верещагина, так что мне было любопытно увидеть картины вживую. Поражаюсь, как он смог рисовать маслом все эти тончайшие узоры мозаик на довольно небольшом формате. Я карандашом-то по линейке не могу, а здесь - кистью пару мазков и вуаля. Такая детализация, что мозги сворачиваются. Как он это делал...?

Верещагин Василий Васильевич "Торжествуют"
Верещагин Василий Васильевич "Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде"

Библейский сюжет нашел интересное отражение в руках русских авторов. С одной стороны каноничные религиозные темы были экзаменационной работой всех выпускников Академии художеств. С другой стороны, юные бунтарщики-передвижники старательно пытались выйти за рамки обнаженных телес древнегреческих героев и унылых полутемных полотен библейского жанра. Любопытно, что все бунтарщики и искатели "нового" в конечном итоге все равно возвращались к божественной теме, и именно эти картины становились их лучшими творениями. 

Например, "Христос в пустыне" Ивана Крамского. Довольно темное и безрадостное полотно, которое угнетает еще и своим фоматом, нависая черной простыней над зрителем. И все же мне нравится эта картина. Иисус вызывает совершенно естественное человеческое сострадание. Эта безмолвная смиренная поза, усталое лицо, запыленные сандали... ох уж мне эти сандали!  

Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне"

Есть авторы, которых я люблю трепетно и нежно, потому что они знали цвет жизни. Генрих Семирадский нарисовал ряд картин на античные сюжеты. При этом нет никаких полуобнаженных атлетов, перекаченных мышц или наоборот - дряблых попаног. А есть сочность, детальность, какая-то жизнерадостная красочность, граничащая с вакханалией даже в полотнах со сдержанным религиозным сюжетом. Все его картины имеют какую-то весомую, а порой и пикантную многозначительность.  

Семирадский Генрих Ипполитович "Танец среди мечей"
Семирадский Генрих Ипполитович "Грешница"
Семирадский Генрих Ипполитович "Светочи христианства (Факелы Нерона)"

Никогда не любила пейзажистов. Может быть потому, что вокруг меня всегда было много реальной живописной природы. Но один автор поразил меня до глубины души. До этого я только читала про "Ночь на Днепре" Куинджи, причем читала впечатления Нестерова об этой картине в то время, когда она только была создана. Хотя уже тогда он писал, что краски теряют свои цвета и впечатление от картины спустя пару лет уже не такое, как в момент создания. Каково же было мое удивление, что сейчас, спустя 135 лет она невероятна!

Куинджи Архип Иванович "Ночь на Днепре"

Куинджи что-то знал, факт. Его пейзажи не похожи ни на что, что я видела. Его реализм похож на Айвазовского, но имеет одно разительное свойство - свет. Архип Куинджи мастер, гений света! Я даже несколько раз проверяла, нет ли где-то скрытой или направленной подсветки на картину. Она действительно светится! Я буквально носом ползала по картине, пытаясь разобрать, как он наносил мазки. Но их там вообще не разглядеть! Причем, если "Ночь на Днепре" светится синим и каким-то уютным лампово-желтым (а не мертвецки зеленым как на репродукциях), то "Степь" светится серебристым. Невероятно, но это видно даже на белой стене зала.   

Куинджи Архип Иванович "Пейзаж. Степь"

Огромное разочарование было от картины Иванова "Явление Христа народу". Она огромна, занимает почти трехметровую стену, но иногда размер вообще не имеет значения. Она вся какая-то аляповато яркая, по-базарному красочная и зазывательная. Странные цвета буквально тыкают в глаз с каждой конкретной фигуры. Фигура Спасителя - единственный крохотный кусочек, который не неприятно разглядывать. Да еще пожалуй Иоанн Предтеча, который здесь более активный персонаж, чем вся смысловая нагрузка. Остальные люди вызывали у меня неприязнь - какие-то некрасивые, перекошенные и даже уродливые лица. Вообще, впечатление от картины было очень конкретным "пойду-ка я дальше".

Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу (Явление Мессии)"

Энэнгё или Николай Ге - очень странный персонаж в русской живописи. Он реально меня пугает. В Третьяковке есть несколько его картин на библейские темы, но емае это же просто страх. Какие-то нарочито уродливые, искаженные в гримасах лица, все фигуры какие-то низкорослые, словно карлики или дети. Его Христос это же просто ночной кошмар. При всем желании мне не удается понять или увидеть замысел автора... Единственная картина, которая не вызывает у меня смутные ассоциации с Босхом - "Разрушение Иерусалимского храма".

Недавно в Третьяковке закончили реставрацию зала Врубеля, теперь там можно даже небольшие концерты давать. Вообще, Врубель интересный художник, он представляется мне отечественным Ван Гогом с его хаотичной смелой манерой рисования. Вот только если  Ван Гог все же предпочитал кисти не более 4-8 номера, то Врубель обожал использовать гигантские материалы. Глядя на его картины даже с расстояния 3-4 метров сложно понять, что где. Вблизи же кажется, что он вовсе рисовал не кистью, а шпателем. Его "Сирень" это скорее тактильное, нежели визуальное произведение. Просто мешанина ребер застывшей краски темно-синих и фиолетовых тонов. 

Врубель Михаил Александрович "Демон (сидящий)"

Все репродукции Врубеля не имеют ничего общего с оригиналом. Цвета абсолютно другие! Царевна-Лебедь скорее белая и голубая, Демон сидящий очень темный и мрачный со странным светящимся красным пятном заката. Демон поверженный - серебристый с золотом.

Врубель Михаил Александрович "Демон (поверженный)"

Когда-то я совсем не понимала Ван Гога, его мазки и завихрения казались мне небрежными, а геометрия - оплывшей и косой. Сейчас я его обожаю за цвет и сочность. Видимо, нужно было дорасти, чтобы понять его. И вот, смотрю я на Врубеля и не понимаю. Точнее понимаю, но не вижу его красивым. Интересно, необычно, любопытно, но его картину я бы в доме не повесила. Очень мрачные и подавляющие цвета, очень черные, глубокие в своем безумии глаза. Святые в исполнении Врубеля напоминают мне одержимых мракобесами.   

Трепетной и нежной любовью я прониклась к Левитану. Мне у него нравится практически все. Репродукцию "Золотая осень" даже купила в сувенирном магазине. У Левитана очень смелый и в то же время аккуратный мазок. От картины отчетливо идет динамика, хотя  сюжеты вполне статичны, выглядит очень сочно, хотя краски могут быть серыми и блеклыми. 

Левитан Исаак Ильич "Золотая осень"

И вот ты идешь по залам, рассматриваешь прекрасные картины и вдруг - бац! Попадаешь в зал первых годов 20 века. Его триумфально венчает триптих Малявина "Бабы", "Вихрь" и "Девка". Названия очень точно передают настроение картин. Это просто апофеоз менструального цикла. Такое ощущение, что он взял трех девушек и разорвал их на полотно, добавив к кровавокрасным и багровым тонам черный и темно-зеленый. 


Вот знаете, я много странных картин видела, очень странных и непонятных. Но с этого триптиха хлещет такой эмоциональный заряд, такой посыл, что смотреть невозможно. Какая-то стихийная магия. Я сразу убежала от Малявина к Грабарю.

Грабарь Игорь Эммануилович "Февральская лазурь"

Грабарь висит сразу справа от этого кроваво-сарафанного безумства. И это такая отрада для глаз! Его "Февральская лазурь" не имеет ничего общего с репродукциями и картинами в интернете. Все-таки я убеждена, что живопись нужно смотреть в оригинале тк краски имеют свою уникальную отражающую способность и жпеги и видео их не передают. "Февральская лазурь" одна из моих любимых картин, это апофеоз лазурного цвета. Так выглядит небо Стамбула и мозаики мечетей - голубой, переходящий нежными переливами в глубокий бирюзовый и мягкий розовый. Березы на самом деле не белые, а золотистые. Очень приятная картина, освежающая и в то же время согревающая. Вот такое полотно я бы повесила где угодно. 

Рассматривая Васнецова я все-таки поняла, что не так уж сильно его люблю. Точнее - его картины. Богатыри, Аленушка, Три царевны подземного мира и другие сказки - все это любопытно, но не более того. Некоторые картины даже поразили меня небрежностью. На мой вкус апогей таланта Васнецова - Владимирский собор в Киеве. Его стиль кардинально поменялся для росписи храма, в результате чего склонность к декорированию и традиционным мотивам расцвела во всей красе. 

Васнецов Виктор Михайлович "Крещение Руси"

В Третьяковке есть "Крещение Руси" - одна из моих любимых картин-фресок. Ее очень интересно рассматривать вблизи и издалека. Если подойти вплотную, удивляешься, что он рисовал людей, как яблочки в декоративной живописи - черный, довольно толстый и небрежный контур и раскраска. Если отойти, все эти черные обводки складываются в очень категоричные четкие линии. А еще я заметила, что Васнецов мастерски рисует огонь. Например, на том же "Крещении Руси" в огромном количестве персонажей совершенно не теряется и сразу обращает на себя внимание крохотный огонек свечи. Он сделан одним мазком, но такой цвет! Такой свет! Действительно живой огонек на картине.

Нестеров работал вместе с Васнецовым во время росписи Владимирского собора, и наверное поэтому невольно взял некоторые его приемы. Их можно проследить например в картине "На Руси. Душа народа". Но самый пик творчества пришелся у Нестерова все-таки на Хотьковский период. Мне приятно думать, что "Пустынника" и "Видение отроку Варфоломею" он нарисовал в наших краях. Если зайти в зал с его картинами отчетливо видно, что эти две картины выполнены в золоте, а все остальное в каких-то холодных голубоватых оттенках. Один и тот же автор, не такой уж большой разброс по времени, а смотришь и понимаешь - небо и земля!

Михаил Васильевич Нестеров "Видение отроку Варфоломею"

"Видение отроку Варфоломею" - моя любимая картина. Нравится абсолютно все - темная фигура схимника, кроткий мальчик с пшеничными волосами, тонкие березки и рябинка чуть слева, символичная молодая сосенка возле отрока и старая коряга возле схимника, раскидистый дуб, который Нестеров искал по осенним окрестностям Хотьково несколько недель, красные крапочки осенних листьев, речка и церквушка вдалеке... Все идеально. На репродукциях и жпежках нет этого золотистого свечения.

. . .

Безусловно, в Третьяковскую галерею нужно ходить несколько раз и по возможности - в разной компании. Большинство современных гидов не отличаются вдохновенным подходом и довольно посредственные рассказчики, которые вряд ли привьют вам любовь к искусству. Но по моему мнению в музеи ходить надо. Это расширяет кругозор и как минимум дает новые впечатления. Я немного расстроена Третьяковкой - неудобными перекрытыми залами, скудным оформлением, странным хаотичным размещением некоторых картин. Как и всегда очень расстроило меня кладбище икон, которое там называется залом древнерусского искусства. Но все же я готова идти туда снова и снова. 

2 комментария:

  1. Ух ты, как интересно) Пожалуй, из всех репродукций меня на удивление больше всех зацепил Куинджи с простенькой вроде картиной "Степь", решила даже погуглить ее в хорошем разрешении, чтобы поставить на рабочий стол)
    Развеселило описание картин Малявина (про которого я до этого и не слыхала даже) "Апофеоз менструального цикла" - это сильно))))) Но и сама картина, действительно, под стать)))
    Чем больше читаю. тем больше понимаю, что хочу когда-нибудь съездить в Москву, и вообще начала составлять список мест/городов, где хотелось бы побывать)

    ОтветитьУдалить
  2. Супер! Обязательно побываю в Третьяковке!

    ОтветитьУдалить