Фильм вышел в 2009, но посмотрела я его в 2012 году. В том славном возрасте, когда голова все-таки обретает власть над эмоциями и юношеским максимализмом. Так что я откровенно озадачилась наl удивление сильной и необычной фантастикой, которую прежде доводилось встречать только в литературе у известных американских и отечественных писателей.
Одиноки ли мы во вселенной? Литература и кинематограф однозначно утверждает, что нет. Но не смотря на широкие просторы для полета фантазии, у человека есть два варианта отношения к пришельцам. Либо это друзья, которые заботливо и щедро поделятся знаниями, принеся Земле процветание. Либо это враги, которые сотрут Землю в порошок. Других вариантов как-то особенно-то и нет. Инопланетяне, способные преодолевать межзвездные расстояния, априори более продвинуты, чем человеческая раса. Чем мы, дарвиновские обезьянки, можем их удивить? Так что главный вопрос заключается вовсе не в отношении людей к инопланетянам, а в отношении инопланетян к землянам. Если не касаться сюжета и только обозначить идею фильма, то получится, что основная изюмочка - зависимость пришельцев от людей. Инопланетяне в фильме представляют собой эдаких низвергнутых в грязь небожителей, авторитетов и сильных мира сего. Уже только это выводит "Район №9" из фантастики и даже социальной фантастики в глубокую психологическую драму.
Фильм основан на детских воспоминаниях режиссера Нила Бломкампа об южноафриканском апартеиде в Кейптауне. И хотя кажется, что первоначальная якобы-банальность сюжета несколько запоздала со своим морализмом, автору удалось очень интересно и оригинально раскрыть тему шире, чем может подумать зритель. Идея межнациональной и расовой неприязни, проблемы эмиграции и лицемерного гуманизма очень органично вписаны в смачный социальный sci-fi. Для большей реалистичности автор использует live-камеру и репортажную подачу. Это сейчас ими никого не удивишь, а в 2009 это была та еще изюмочка!
Вот только после первых 40-50 минут фильма стилистика фильма делает крен в сторону привычного и несколько бесмысленного жанрового кино. Бум-бада-бум, взрывы, тра-та-та-та и некоторые ляпы экшена. Многое остается за кадром, присутствуют логические нестыковки, которые заметила даже я, девочка с мышлением далеким от логического. Это была бы прекрасная книга! Экшн так необходимый для кассовых сборов несколько отвлекает от размышлений, а лихо завертевшееся действие во второй половине фильма не оставляет места для умозаключений. Поэтому самое интересное не бросается в глаза, а приходит с послевкусием от просмотра. Социальная фантастика это жанр американской литературы, получивший признание во времена холодной войны. Вся его суть пропитана страхом, угнетением и духом свободы, борьбой за неопределенное равенство, право и, разумеется, идею восстания и революции, как на государственном, так и личном уровне. В фильме этого конкретно как бы и нет, но ощущение витает в воздухе.
В этом фильме стоит говорить не о дружбе народов в масштабе галактики, а о людях. В данном случае одном конкретном человеке - главном герое. Простой служащий проходит непростой путь от мирного семьянина и не выдающегося служащего, до откровенного нациста и кающегося грешника. Сюжетная линия ставит его перед фактом мутации как физической так и нравственной, которые толкают его на мягкосердечность и сострадание. Тут зарыта главная собака сюжетной линии. Автор как бы хотел сказать, что мол, главный герой будучи обычным человеком, вынужден на своей шкуре почувствовать, каково приходится сирым и убогим. И что он, мол, пересматривает свои ценности и взгляды, восстает против системы. И как главный герой умирает, так и не уйдя в закат...
Вот уж дудки! Будем честными: зритель импонирует отрицательным персонажам. А раз всем так нравится этот Викус, значит он не такой уж положительный. Я бы даже сказала - главный отрицательный, не смотря на некоторую моральную и нравственную мутацию, а так же ситуацию загнанного зверя, в которую героя ставит автор. Викус - очень красивый пассаж в сторону нашей цивилизованной снисходительности и терпимой гуманности. Товарищ Викус обыкновенный человек, которому не чужды тщеславие и удовольствие от силы и власти, от угнетения других. Протест его заключается не в том, что мол мы люди были неправы по отношению к пришельцам, а в том, что оно, правительство было неправо лично к нему. Государство и система в лице тестя главгероя возвысила Викуса в должности, наделила властью, поставила над окружающими. А потом отобрала это все назад без зазрений совести. Конечно, кто ж это стерпит. Только вот человечность тут совсем не красивый запоздалый морализм, а эгоизм наичистейшего сорта. И это хорошо.
Самое прекрасное в этом фильме - эмоции. Как и всякая социальная фантастика, он заставляет нас как бы оглянуться и возмутиться. Создается впечатление прозрения и побудительного "Да-да! Именно так! Нельзя же так жить!". И вместе с тем появляется досадное - "Какие ж мы люди дерьмо, ай-яй". И это чувство как бы омывает все изнутри, представляя нас самим себе такими чистыми и праведными. Словно в нас, в зрителе заложена программа спасения человечества от него самого. И тут же и вера в светлое будущее, и стремления бороться с системой. И отчаянное ощущение гласа, вопиющего в пустыне... в общем много хороших сильных эмоций. Таким и должно быть кино.
Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются – безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет. (с) Джордж Оруэлл "1984"
У фильма было много вариантов концовки, нам предоставили излюбленный вариант - решайте сами. В продолжении могло бы быть все что угодно и обязательно в 3D, и я искренне рада, что до сих пор этому шедевру не сняли продолжение. В этом фильме есть хорошее, и его можно долго перечислять. В этом фильме есть плохое, и, если как следует порыться, его тоже можно довольно долго перечислять. Но самое главное - в этом фильме есть почти безудержный полёт фантазии и откровенное экспериментирование с шаблонами современной культуры, жанровыми клише и существующими в современном кино тенденциями. Безусловно, "Район №9" - экспериментальное кино, и в этому ему нет равных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий