17 октября 2014 г.

Акварель: техника мокрым по мокрому

Частенько приходилось слышать, что моя акварель "слишком графичная". Там, где нужно лить воду и рисовать смелыми точными мазками, я уходила в глухую многослойность и вырисовку линий, линий и еще раз линий. Боязнь все испортить модифицировалась в маниакальное желание контролировать в принципе очень текучий и легкий материал. Собственно, это создало своеобразный конфликт в моей голове: вроде и нравится рисовать акварелью, но словно еду на велосипеде с квадратными колесами. Чтобы добиться идеального исполнения, к которому я стремлюсь, нужно научиться контролировать краску, воду и то, как они ведут себя на бумаге. Научиться быть шустрым и достаточно смелым, чтобы делать все одним мазком. И в то же время - научиться не спешить, давая просохнуть всем слоям перед последующими этапами. 

На мой взгляд, лучший урок для познания "акварельной самости" - техника мокрым по мокрому или A la Prima. Хотя я нахожу работы, выполненные исключительно таким способом не самыми привлекательными. Смелые авторы так щедро льют краску и воду, что получается откровенная мазня, которой противится перфекционист внутри меня. Вместе с тем это прекрасная практика владения цветом и создания фона. 

A la Prima - это живопись по-сырому. Рисунок создается максимально быстро и за один сеанс. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается неповторимыми разводами, переливами и размытиями, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Именно поэтому рисунки, выполненные в такой технике, практически невозможно скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Используя разнообразные цветовые комбинации, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность рисунка, которой так славится акварель.

311129326_28489f07d1_z (640x480, 321Kb)



 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

❖ Для рисования мокрым по мокрому необходимо хорошенько смочить акварельный лист. Можно сделать это кисточкой, губкой или прямо из пульверизатора, если позволяет формат бумаги. Затем влажной кисточкой набрать необходимое количество краски и смело наносить прямо в воду. В зависимости от влажности, цветовое пятно может пойти мягким градиентом или сочными кляксами.

❖ Просачивание воды в заливку - метод от обратного. В данном случае в уже имеющееся цветовое пятно или полную заливку добавляется небольшой объем воды чистой кистью. Вода медленно проникает в структуру краски, высветляя отдельные участки. Этот эффект можно сравнить с облаками. Самое сложное во вливании воды - угадать момент, когда краска уже схватилась с бумагой и проникла в фактуру, но еще не окончательно высохла. 

❖ Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда он смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных:

13451676435_4fd2cde84d_z (640x436, 309Kb)

Видео с мастер-класса Константина Куземы как раз по этой технике:


Одним из самых тяжелых моментов работы в мокрой технике - это понимание, когда остановиться. Очень сложно получить хорошие детали с первого раза, особенно если вы никогда не рисовали до этого в мокрой технике. Во время работы над предыдущими размывками очень легко увлечься смешиваниемцветов, в результате чего они могут стать мутными, грязными или слишком прозрачными. Именно поэтому я считаю, что подобная техника хорошо подходит для пленеров и быстрых набросков, где важно схватить суть цвета и композиции, а не передать детали. Техника акварели мокрым по мокрому иногда разочаровывает, но всегда захватывает. Даже тренировочные упражнения дают массу необычных ощущений, когда краска расплывается и смешивается на мокрой бумаге.


Я смотрела довольно много видео-уроков и мастер-классов этой технике, но, признаться, они меня совершенно не вдохновили и даже вызвали некоторое отторжение тем безобразием, которое творилось на бумаге. Так что предлагаю посмотреть три видео из тех, что мне понравились: маки акварелью, яблочко и лесной пейзаж

Несколько примеров "мокрой" техники:

235890020_10ece25d2f_z (640x480, 350Kb)
3297373374_409abf7f29_z (640x481, 414Kb)3332303965_b0719f2b70_z (545x640, 478Kb)5211843239_7508df3c82_b (700x505, 481Kb)5709572504_b413200272_b (700x439, 429Kb)6328907292_f620bfe5bd_z (640x485, 464Kb)6965739716_c83d634623_z (640x488, 554Kb)6982115988_f3cfa52461_b (700x509, 343Kb)7259674282_d53342be86_z (640x475, 194Kb)14370545568_50db54896e_o (700x584, 434Kb)14556288762_6a168ed9f1_o (700x464, 383Kb)7195965264_c6335fab94_b (700x509, 333Kb)8005793160_8351380e29_z (640x425, 275Kb)8451650944_2c7292c461_z (640x464, 300Kb)kRM8b7pJC-0 (604x401, 232Kb)10085722265_b8b873f145_z (640x441, 374Kb)8652634694_fa48817a1f_z (640x439, 360Kb)10908307436_fef8b5a82a_z (640x453, 368Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий