Наверное, самым грандиозным строительным успехом Навуходоносора был Вавилонский храм Этеменанки, известный ныне как Вавилонская башня. На самом деле она не имела ничего общего с винтовой конструкцией, которую ввели в моду впечатлительные средневековые живописцы, перепутавшие величайшую постройку древнего мира с обычным спиральным минаретом. Вавилонская башня представляла собой семиярусный зиккурат высотой всего 91 метр, что невероятно по меркам Древнего Мира, но уж никак не поднебесная высота по меркам еврейских библеписцев. Которые, наверное, тоже были очень впечатлительными, раз упрекнули вавилонян во всех грехах, а самого Навуходоносора прозвали не иначе как Бич Божий.
Вершину храма Этеменанки украшал пронзительно голубой храм, посвященный богу Мардуку. Изначально Навуходоносор планировал украсить его драгоценным лазуритом - минералом, который добывался только в определенном районе на территории нынешнего Афганистана. Синий камень необычного оттенка был очень редким и использовался только для ювелирных изделий, поэтому неудивительно что за несколько десятков лет строительства Этеменанки не удалось добыть даже десятой части лазурита для украшения храма. Поэтому для облицовки использовался так называемый лазуритовый кирпич. По сути, вавилоняне проявили смекалку и первыми изобрели глазурованную керамику. Любопытно, что для изготовления керамики в таких количествах и качествах требовалась исключительная и немыслимая для того времени технология обжига. Чтобы глина дозрела до керамики необходимо на протяжении многих часов поддерживать температуру 1200-1300 градусов. Как вавилоняне могли найти столько топлива, когда вокруг только песок? Они использовали нефть. Новаторы во всем.
Вершину храма Этеменанки украшал пронзительно голубой храм, посвященный богу Мардуку. Изначально Навуходоносор планировал украсить его драгоценным лазуритом - минералом, который добывался только в определенном районе на территории нынешнего Афганистана. Синий камень необычного оттенка был очень редким и использовался только для ювелирных изделий, поэтому неудивительно что за несколько десятков лет строительства Этеменанки не удалось добыть даже десятой части лазурита для украшения храма. Поэтому для облицовки использовался так называемый лазуритовый кирпич. По сути, вавилоняне проявили смекалку и первыми изобрели глазурованную керамику. Любопытно, что для изготовления керамики в таких количествах и качествах требовалась исключительная и немыслимая для того времени технология обжига. Чтобы глина дозрела до керамики необходимо на протяжении многих часов поддерживать температуру 1200-1300 градусов. Как вавилоняне могли найти столько топлива, когда вокруг только песок? Они использовали нефть. Новаторы во всем.
Вавилонские керамические плитки, покрытые синей глазурью даже спустя 2600 лет не потеряли своей яркости и прочности. Собственно только поэтому Ворота Иштар, изготовленные по такой же технологии, были найдены археологом Робертом Колдевеем в целости и сохранности и вывезены в Берлин. Забавно, что сам город, стена и ворота не уцелели, а облицовка - сохранилась. Если посмотреть современную реконструкцию ворот и сравнить цвет керамики, изготовленный в вавилонских печах в 575 году до нашей эры и современный вариант "плиточки" - разница очевидна. Персидский царь Кир Великий был редкостным негодяем и буквально стер Вавилон с лица земли в 5 веке н.э. Но и он так поразился красотой древней столицы, что принес в свою страну традицию глазированной мозаики, украшающей храмы, а в последствии мечети и медресе всего Востока. Вот так с легкой руки всеми ненавистного нефтяного Ирака (а Вавилон находится именно там, чтобы вы знали) мир получил лазурное и бирюзовое кружево керамики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий