12 апреля 2015 г.

Евгений Водолазкин "Лавр"

Подумалось как-то, что моя речь оскуднела на красивые слова. Я уже много месяцев не читала книг, отчего стало казаться, что немножечко тупею и тяжелею в слове. Поэтому сразу обратилась к подруге-филологу, с просьбой посоветовать что-нибудь из русской классики, но желательно безопасное для душевного равновесия. Все-таки чтобы читать с листа Толстого или Достоевского надо иметь неслабо натренированную психику. Яна, учитывая мою потребность в изящной словестности и любовь к историческо-религиозной тематике посоветовала книгу "Лавр" Евгения Водолазкина. 
"Самая важная книга года, от нее исходит тепло, ее срочно нужно издать тиражом в 50 млн экземпляров, чтоб хватило всем взрослым людям в стране. В детстве после прочтения книг мне хотелось стать мушкетером или летчиком - а когда я читаю Водолазкина, мне хочется стать святым" (с) Захар Прилепин
Безусловно, книга - моя. Это стало понятно с первых же страниц. Я опомнилась только в два часа ночи, прочитав почти половину на одном дыхании. Автор книги филолог, специалист по древнерусской литературе, поэтому в ней масса вставок старославянских текстов. Читать их странно, но очень приятно и интересно. Наверное, некоторые читатели на них забуксуют, и это отобьет желание продолжать знакомство с историей. Но мне наоборот понравилось. Хотя книга позиционируется как не_исторический роман, Водолазкин приложил все усилия, чтобы в голове складывалась определенная, даже несколько кинематографичная образность "того времени". Насколько она далека от аутентичности, каждый решает сам.
Когда именно происходит действие я не совсем поняла - то ли 15 то ли 16 век. История как бы вне времени и местами представляет хронометраж, как археологические культурные слои. Взгляд читателя с поверхности пронзает все в совокупности и легко переносится с древности на современность и обратно. Такая псевдоисторичность приятна и неприятна одновременно, потому что некоторые факты чистейшая правда, а некоторые мысли и суждения присущи далеко не средневековому русичу, пусть и образованному. Так что местами мой внутренний реконструктор умилялся, а местами - негодовал. И все же как ни крути я люблю исторические романы, и "Лавр" в этом отношении очень даже неплох. 

Книга состоит из пяти частей: Пролегомен, Книга познания, Книга отречения, Книга пути и Книга покоя, которые описывают историю жизни главного героя. Незаметно проходит детство, быстро пролетает юность. В первой части книги есть несколько очень мрачных сюжетных завихрений, которые отсеили тех стойких читателей, которые не сломались на древнерусских зубодробительных речевых вставках. Я читала ночью. Было жутковато, ейбогу. В этом смысле Водолазкин напоминает мрачного Достоевского, который с каким-то болезненным красочным упоением писал о той неприглядной стороне жизни, от которой принято отводить глаза. 

Но дальше начинается зрелость и во всей красе раскрывается духовная составляющая книги. Христианство в "Лавре" не темное и древнее, как язычество, но еще и не новомодное безликое, как нынешняя РПЦ. Вера живая. Главный герой представляет собой собирательный образ многочисленных русских святых. Я с огромным интересом читала о той категории духовных сподвижников, которых на Руси почитали и почитают до сих пор больше всего - блаженных. Тех самых дурочках, юродивых и "Божьих людях". Если вспомните картину Нестерова "Душа народа" то сразу очевидно, как расставлены приоритеты в православии: впереди в искренней непоколебимой вере идет ребенок (ибо их есть царствие небесное), а дальше стоит толпа простого люда, интеллигенции и духовников, которую пытается разбудить, вразумить и сдвинуть с места юродивый. Я никогда не понимала, зачем они, в чем их смысл, в конце концов, почему люди выбирают такой путь. В книге "Лавр" юродивых аж трое и один из них, очень доходчиво разъясняет все действия своих "коллег" неразумной толпе. И с каким же удовольствием я читала толкования поступков юродивых! Это все равно что евангельские притчи, только Иисус их говорил иносказательно, а здесь буквально и в действии. Это пугает, завораживает и трогает до глубины души. 

Как человек эмоциональный и впечатлительный я впечатлилась по полной и эмоциями обогатилась под завязку. Примерно такое же приятно шокирующее впечатление оставил фильм "Остров". Искупление - вот основная движущая сила сюжета. И это хорошо. Но немного отдохнув от книги, не могу не отметить ее коммерческий размах. И это продающее послевкусие все-таки прилипло ко мне. Например духотворный бестселлер "Несвятые Святые" я читаю легко и без оглядки на тираж и определенные миссионерские воззвания русской православной церкви. Все-таки "Святых" писал человек духовный. А "Лавр" писал человек ученый и... это видно. Показательно, как в истории с куличами, которая будет озвучена в "Лавре", Хотя все равно не смотря на такие придирки я поражена, что на прилавках появляются такие книги. Это очень приятно. Безусловно куплю книгу в бумажном варианте. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий