19 июня 2015 г.

Грег Мортенсон "Три чашки чая"


В свое время книга "Шантарам"  Грегори Дэвида Робертса зацепила меня вовсе не описаниями красочной Индии, а несколькими главами, события которых разворачивались в контексте войны в Афганистане. К стыду своему, тогда я и понятия не имела, кто с кем воевал, зачем, кто такие талибы и ваххабиты, при чем тут Россия и США, кто победил в конце концов. Но чем-то именно эти события и этот регион меня зацепили. Ведь, по большому счету - что мы знаем об Афганистане? А о Пакистане? Много ли людей чисто географически могут найти их на карте? СМИ задает очень конкретный ассоциативный ряд к этим двум странам, а думать своей головой вообще мало кто любит...

Книга "Три чашки чая" автобиографирует историю альпиниста Грега Мортинсона, который терпит неудачу в покорении одной из главных вершин Пакистана и выживает только благодаря помощи местных жителей. Пока горцы выхаживают американца в своей деревне, альпинист наблюдает картину, как местные девочки учат таблицу умножения, рисуя цифры палочками на песке. 
Когда я заглянул в глаза афганских и пакистанских детей, полные страдания и надежды, то увидел глаза собственных детей. И мы — сотрудники ИЦА — сделали все, что в наших силах, чтобы их будущее стало мирным и счастливым. Для этого надо разорвать порочный крут насилия, войн, терроризма, расизма и ханжества. (с) Грег Мортенсон


Как литературное произведение, книга вполне посредственная, романтизированная и предсказуемая. В конце концов, есть более интересные биографии, есть менее захватывающе истории конкретно взятых личностей. Немного раздражает простой и незамысловатый слог письма, немного отвлекают странные акцентирующие абзацы в каждой главе. Тем не менее история захватывающая и главное - воодушевляющая и показательная.

Что может один человек? Без связей, без денег, даже без собственного жилья и постоянной работы? А что может такой человек в чужой стране, с чужой верой в центре мирового военно-политического конфликта? Нормальный человек вообще бы не стал лезть в Пакистан. А Грег Мортенсон не просто стал, он решил строить там школы. Небольшая сельская школа в горной деревеньке Кофра - то немногое, чем он мог отблагодарить местных жителей за свое спасение, радушие и гостеприимство. Этот большой искренний американец хотел дать девочкам шанс получить образование. Чтобы они могли пойти учиться на врачей и учителей, чтобы именно женщины стали тем опорным столпом, на котором зиждится культура и процветание семьи, а значит и страны вцелом. 

Иншаллах: как пожелает Бог

Он думал, что одна школа. всего ли одна маленькая школа на 3-4 класса - это будет легко. На те суммы, что получает американец средней руки, в Пакистане можно жить годы. Поэтому деньги на стройматериалы удалось найти довольно быстро. Он приезжает в Пакистан, покупает все, что нужно и уже планирует закончить строительство к зиме. Но вдруг оказывается, что переправить стройматериалы в удаленные высокогорные районы невозможно тк попросут нет дорог. Что нет переправы, чтобы перенести огромные балки через реку. Что с строителями нужно договариваться, а ни языка, ни обычаев Грег тогда не знал. И в первый год он вынужден был вернуться в Америку, так и не выполнив своего обещания о школе.
Мы, американцы, считаем, что всего нужно добиваться быстро. Америка - страна получасовых обедов и двухминутных футбольных тренировок. Наши лидеры считали, что одна стремительная военная компания "Шок и трепет" может положить конец войне в Ираке еще до ее начала. Хаджи Али научил меня пить три чашки чая. Когда ты впервые пьешь чай с горцами балти, ты - чужак. Во второй раз - почетный гость. Третья чашка чая означает, что ты - часть семьи, а ради семьи они готовы на что угодно. Я понял, что не нужно спешить, что построение отношений так же важно, как строительство школ.
Есть у тайцев такой стиль жизни - всему свое время. Как истинные буддисты, они не знают понятия "опоздал" и "торопись", живя в своем размеренном ритме жизни. У иранцев есть своеобразное понятие вежливости, когда тебе ни за что не озвучат отказ в лицо, до последнего оттягивая категоричное "нет". Люди с другим менталитетом видят в таком поведении чистой воды издевательство, когда, вместо того, чтобы решать вопросы, вам предлагают попить чаю. И еще чаю. И еще много-много чашек будет выпито. К великому сожалению русский менталитет пропитался про-европейским и американским духом. Сейчас все идут по головам в стиле "вижу цель не вижу препятствий", заключают и расторгают сделки легко и непринужденно, если это диктует выгода. На востоке принято общаться. Никто не станет заключать с вами деловых контрактов без рекомендации. без предварительного общения и тех самых трех чашек чая - трех вежливых отказов, которые позволяют оценить ваши намерения. В этом смысле исламская культура мне очень близка и понятна. Читать, как Грег со своим габаритным американским менталитетом постепенно приглашается в чужую веру, обычаи и взгляды было очень интересно. 
Слово "мусульманин" в буквальном переводе означает "покорный". И подобно многим американцам, исповедующим абсолютный индивидуализм, он считал подобное определение уничтожающим человеческое достоинство. Сейчас же, стоя на коленях среди сотни мусульман, наблюдая за тем, как они смывают не только нечистоту, но и заботы повседневной жизни, он впервые ощутил радость от покорного следования строго определенному ритуалу молитвы.
В конце концов Грег Мортенсон добьется своего и построит школу в Кофре. И не сможет отказать жителям соседней деревни, которые тоже хотели дать образование своим женам и дочерям. Не в силах справиться с всевозрастающим объемом задач (строительство школ, зарплаты учителям, покупка учебников и материалов...) он открывает благотворительный фонд Институт Средней Азии. За несколько лет при трех-чашечном подходе к делу Грегу удается привлечь к проекту множество сторонников. Его замечает пресса, помогают щедрые спонсоры, поддерживают семья и друзья. Книга заканчивается тем, что ничего не заканчивается. Построив одну школу, Грег едет в другой регион и строит там еще одну. И еще. И еще. На идейном энтузиазме Грега Мортенсона было построено 170 школ для девочек и мальчиков в самых удаленных районах Пакистана и Афганистана, взяты на финансовое обеспечение около 700 учителей в этих школах, построены женские центры, больницы... Цель Грега - победить терроризм и радикальный экстремизм при помощи образования. Чтобы дети могли получать то самое светское общее образование начальной и средней школы не в медрессе (религиозных заведениях, скажем так), а в обычных сельских школах, не уезжая далеко от своей семьи. 

История одного американца

В 2011 году вышла книга-разоблачение и одна довольно громкая телепередача на телеканале CBS, которая утверждала, что история книги "Три чашки чая" имеет мало общего с действительностью. Что только 40% бюджетных средств благотворительного фонда Института Центральной Азии доходят собственно до Пакистана и Афганистана. Что сам Грег Мортенсон не перевел ни цента из гонорара за свои книги в пользу образования мусульманских девочек. Что наоборот - хорошенько взял из фондовых средств на пиар-программу первой и второй части книги. Не вдаваясь в подробности стоит сказать, что скандал был громкий и закончился пересмотром руководящих должностей Института Центральной Азии и госпитализацией самого Грега. На тот момент ему было уже 54 года. 

Все это в очередной раз заставило меня задуматься о том, как работают СМИ, на кого и зачем был нужен этот разоблачительный скандал. Кому помешал Грег Мортенсон и деятельность его про-мусульманского фонда? Да мало ли таких мальчиков, как говорилось в одном советском мультике. 

Посудите сами. Грег Мортенсон основал Институт Центральной Азии в 1996 году и всем было глубоко фиолетово, чем он занимается, сколько благотворительных взносов имеет, как ими распоряжается. Строил и строит потихоньку школы в высокогорных регионах Пакистана. Но в 2003 году все изменилось. Мортенсон и его деятельность в красках освещается в одном известном журнале. Расписывается хорошо, красиво, как один Простой Американец делает большое дело. К слову, 20 марта 2003 года произошло вторжение американских миротворческих сил в Ирак, и началась затяжная и никому не нужная военная операция. Американцы не настолько тупые, как пытается нам подать Задорном. Недовольных этим конфликтом в родной стране нашлось более чем достаточно. Обычные американцы, помятуя о событиях в Персидском заливе, никак не могли взять в толк, зачем их дети и мужья опять отправляются на край мира. 

Допускаю, что книга «Три чашки чая» и раздутый ореол вокруг Мортенсона и его деятельности были важным общественно-политическим рычагом управления. Автобиографическая книга Грега, приукрашенная в нужных местах и проамериканенная во всех исторически затронутых фактах, стала финальным аккорд манипуляции с общественным мнением. В 2009 году Барак Обама даже пожертвовал $140 000 из своей Нобелевской премии мира Институту Центральной Азии. А книга «Три чашки чая» и ее продолжение стали обязательными произведениями в школьной программе и настоятельно рекомендованным пособием к прочтению для американских военных, отправляющимся в Афганистан. В декабре 2011 года военная операция в Афганистане закончилась, а уже в мае 2011 вышла та громкая разоблачающая программа, сместившая Грега с директорского поста собственного же фонда и уложившая его в больничку. Ибо нефиг кормить террористов в Пакистане и Афганистане, поощря налогоплательщиков тратить свои денюжки на исламские страны. RIP FIN.

Послесловие.

Грег Мортенсон и деятельность его благотворительного фонда в первую очередь рассказывает о необходимости дать образование мусульманским детям, а не бомбить целые страны и регионы. Возможно, что кому-то покажется, что политика образования как метод борьбы с терроризмом представляет собой скрытую угрозу. Т.к. если можно обучить детей в медрессе и получить смертников, то почему бы не обучить мусульманских детей в "светских" про-американских школах и вырастить поколении лояльных послушных поданных? Не удары молота, а танец воды доводит гальку до совершенства. Хех. Разорвать порочный крут насилия, войн, терроризма, расизма и ханжества можно только образованием. И речь не о мусульманских детях. Много ли среди нас, современных и продвинутых, с дипломами и интернетами, сидит на голой земле и рисует палочкой на песке? Много ли таких, кто действительно хочет включить голову и понять, почему и главное - зачем мы так не любим евреев, арабов, хохлов, американцев...? 

В твоем сердце есть свеча, которая ждет, чтобы ее зажгли.
В твоей душе есть пустота, которая ждет, чтобы ее заполнили.
Ты же заполнишь ее?

все фотографии взяты с сайта Института Центральной Азии (CAI) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий