Первый раз увидев треллер, я сильно-сильно захотела посмотреть фильм "Эверест". Мне нравится красивое масштабное кино, в котором не только красивые реальные (!) съемки, но так же затронута тема личной драмы героев, погруженных в эти декорации. Ничего особенного не ожидая, фильм мне более чем понравился - красиво, неглупо, интересно. Но к моему удивлению, восторгов на "Эверест" у зрителей не много, а даже наоборот.
Я бы сказала, что подпортили картину не столько косяки режиссера, а один момент повествования. Дело в том, что Джамалунгма, как и альпинизм в принципе, - это не только экстремальный спорт, но и процветающий бизнес. Ведь ни для кого не секрет, что были бы деньги, а там уже и музыку заказать можно. Если у тебя есть финансовая возможность, можно полететь на экскурсию в космос и все в лепешку расшибутся, чтобы доставить тебя туда, даже если "таких не берут в космонавты". Если у тебя есть деньги, ты легко попадешь даже в зону военных действий в Ирак или Сирию - военный туризм не так афиширован как секс-туры, но процветает не меньше. Экскурсии на вершину мира - заманчивый лозунг для туроператоров. Поэтому альпинисты, гиды и местные жители (для которых это единственный доход) легко затащат вас наверх, даже если вы ни разу не альпинист. Это бизнес. Бизнес, который порой из-за халатности и неорганизованности приводит к смерти. Собственно, о трагедии 11 мая 1996 года, когда на вершине погибли сразу 15 человек, и идет этот фильм.
Художественное или документальное кино?
Не совсем художка. Когда идешь на фильм с емким названием Эверест и наглядным силуэтом внушительного пика на афише, ожидаешь мощь и крутоту. Ожидаешь потрясающие пейзажи и картины высоты, от которой кружится голова и подкашиваются ножки кресла. А на деле получаешь 15 минут панорамных съемок, хотя и безусловно талантливой работы художников и операторов. Да, красиво. Да, завораживает. Но нет вот этой какой-то ошеломляющей одури, которую представляешь при 8848 метрах высоты. Маловато будет, маловато. Ожидаешь невообразимых трудностей и живописной демонстрации всех этих высотных болезней - отека легких, снежной слепоты, почерневших рук и ног. Но пара обгорелых носов, безпальцая культя ноги и пара кашляющих актеров не в полной мере демонстрирует то самое умирание, которое начинается на таких нежизнеспособных высотах. Не подумайте, я не фанат кишок и кровищи, хотя смотрю их спокойно и с любопытством. Но как-то ейбогу легко все у них складывалось.
Единственное, что достоверно удалось показать режиссеру - холод. Мороз с экрана пыхал более чем правдоподобно. Конечно, этому поспособствовала тепловаяпушка, установленная в зале, которая первые 50 минут старательно дула холодным воздухом, не желая прогреваться. Но даже без такого эффекта присутствия холод и мороз я оценила по-достоинству.
Не совсем документалка. Действие фильма относит нас к 1996 году, в котором случилась одна из самых массовых трагедий в истории Эвереста - погибли сразу 15 человек, хотя обычная статистика о смертности при восхождении на Джомолунгму говорит о каждом сотом. Пожалуй, режиссер старался как мог и последовательность событий изложена по возможности максимально точно. Даже мне, незнакомой с этой трагедией, при просмотре фильма было очевидно, что ребята все старательно изучали. Но в этой старательности потерялась форма хорошей документалки. История о восхождении оказалась оторвана от контекста и технических подробностей, из-за чего смотрелась неубедительно и недостоверно (особенно людям, далеким от покорения многотысячников).
Из-за таких недожимов повествование кажется немного неубедительным и пресноватым, а порой плоским и затянутым. Я так и не решила для себя, о чем этот фильм. О горах? Но природной мощи гор и их непокоренном могуществе было сказано слишком мало. И то, думается, большую половину дорисовало мое буйное и впечатлительное воображение. О людях? О тех немногочисленных безумцах, бросающих вызов природе и человеческим возможностям? Но мотивацию людей мне пришлось додумывать и дочитывать из сторонних ресурсов. Фильм совершенно не раскрывается как драматический тк не раскрыты не характеры героев, ни их личные истории, ни их взаимоличные трагедии. Но тк фильму не выделили увеличенный хронометраж, а история идет не об одном человеке, а о нескольких группах, их женах и детях, то и требовать рассказать все про всех подробно и красноречиво - наивно и несерьезно. Персонажей в фильме так много, так много известных актеров, что все это похоже на давку в узком дверном проеме. Безусловно, автор фильма не продумал, как это все подать, поэтому "Эверест" не так напряжен как "127 часов" и не так динамичен как старый добрый "Вертикальный предел".
Зачем все эти люди лезут на Эверест?!
Режиссер "Эвереста" вообще не объясняет, почему несколько десятков людей, толкаясь пузами, соря деньгами и рискуя собственной жизнью лезут на высоту почти девять мать их тысяч метров. Да, были какие-то попытки неубедительных диалогов и невпечатляющих монологов, мол, а почему бы и нет, когда да? По большому счету Высоцкий в нашей "Высоте" выразился тоже не слишком красноречиво, что-то вроде "так красиво же и нервишки треплет". Простому человеку в кресле кинотеатра этого мало. Это просто оскорбительно по отношению к зрителю тк фильм все же узкоспециализированный. И если нельзя вникнуть в техническую сторону трудностей восхождения, а так же нет простора, чтобы любоваться собственно просторами гор, остаются только люди. И вопрос - нафига?
Некоторое время назад я читала книгу Грега Мортенсона "Три чашки чая", которая совсем не про покорение многотысячников, но в которой главный герой является альпинистом, потерпевшим неудачу при восхождение на Чогори - вторую по высоте вершину после Эвереста, расположенную в Пакистане. В мемуарах краешком, но все-таки была затронута история того немыслимого испытания и личного подвига, который он совершил. И того, что эта гора и восхождение на нее дали ему в дальнейшем.
Поэтому мой личный опыт и уровень развития (назовем так) позволяют предположить, что лезут они все не просто так. Для меня фильм "Эверест" в очередной раз подчеркнул весь символизм и красоту мироустройства. Например, того как мал человек по сравнению с природой и стихией, как упрям и безнадежно слаб перед ней. Но тем не менее как велик в своих стремлениях преодолевать себя, трудности и нечеловеческие условия ради своей и чужой жизни. Или например, как ничтожны все наши охи и ахи, сожаления и жалобы на трудности и тяжести жизненных ситуаций, когда существуют действительно адские условия, адские ситуации и смертельные опасности. Или о том, как жалко выглядит наша нерешительность и неуверенность, когда эти люди тупо берут и лезут, мрут, но лезут! Любопытно подумать и о психологическом аспекте, когда для людей Эверст - это не просто гора, а символ личных границ, преодолевая которые, преодолеваешь себя не только физически, но и личностно. Ничего этого в фильме вам не расскажут, но я, например, восприняла и домыслила символизм легко и естественно.
Что мне понравилось в фильме? Бородатый Джейк Джилленхол, другие бородатые мужики и маленькая небородатая японочка. Горы-горы и "зима близко" при каждом порыве ветра на экране. Большой простор для размышлений, слезливых всхлипов и сердцещемящих напряжений (сработает только на девочках). История о Людях и в целом воодушевленное и вдохновенное настроение. Я бы поставила ему заслуженные 4 из 5.
А вот это интересно
О трагедии на Эвересте 1996 года снята довольно невразумительная документалка и написаны две книги от двух выживших участников того похода. Техасский горе-журналист Джон Кракауэр опубликовал свои мемуары «В разрежённом воздухе», которая моментально стала национальным (это важно!) бестселлером в штатах. Наш русский альпинист Анатолий Букреев написал свою книгу «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте», в которой изложена кардинально противоположная и эмоционально окрашенная история.
очень интересная и полезная заметка о фильме получилась.
ОтветитьУдалитьблагодарю
Удалить