30 января 2016 г.

Лермонтов "Герой нашего времени": о Печорине и холодных мужчинах

Если не в курсе, в начале года я поставила себе целью перечитать школьную программу по литературе, а так же еще несколько книг к так называемому "обязательному прочтению". В январе уже прочитала несколько книг, но теперь понимаю - обязательно нужно написать о каждой хоть немного, чтобы осознание и осмысление были глубже.


Достоевский за свою жизнь не так уж много и написал, поэтому я отложила его "Униженных и оскорбленных" в сторону - надо растягивать удовольствие, хе. И взяла одно из ключевых произведений школьной программы по литературе - Лермонтов "Герой нашего времени". Когда-то подруга призналась мне, что ее любимым персонажем в детстве был Печорин. Сказать, что я ошалела - ничего не сказать. Но мне стало ужасно интересно, чем же так очаровал мою филологическую деву Григорий Александрович Печорин.

Мы проходили Лермонтова в 7 классе и я кроме его мутной поэзии и еще более мутной главы "Фаталист" из "Героя" - ничего не помнила. Да и не понимала. Что я вообще могла понять в 14 лет о мужчинах, смысле жизни, философии и поисках счастья? Учитывая, что главы идут не по хронологии и повествование скачет из середины к концу, а потом к предыстории и, наконец, к началу. Та еще чехарда! "Герой нашего времени" - очень любопытный роман, который является своеобразным продолжением и пассажем в сторону Пушкинского Онегина. Лермонтов не так глубоко ввинчивается в понимание человеческой души и страстей, как Достоевский, но есть в его прозе какое-то магическое очарование, притяжение. Которое я сразу заметила и сразу поняла, почему моя подруга так любит Печорина. А кто ж не любит мерзавцев?

   Кто такой Печорин?   

Печорин Григорий Александрович, 23 года, петербуржец. Красив, статен, собой недурен, имеет вкус и стиль. Военный, который из-за дуэли переброшен на территорию военного конфликта на Кавказе по каким-то казенным делам. Бабы к нему так и липнут, так и сохнут, так в штабеля и укладываются. А ему они и даром не нужны тк в свои молодые лета уже настолько насытился светскими дамами и их восторгами, что совершенно разочаровался в жизни. На первый взгляд - типичная праздно скучающая интеллигенция. Его не интересуют балы и компании, рестораны и развлечения. Ему противны все эти франты и матроны, все эти обязательные приседания и расшаркивания, условности и однообразие. Ко второй главе в его взаимодействии с другими героями просматривается типичный рыцарь печального образа - утонченный, ловкий манипулятор, глубокий пониматель психологии и вместе с тем изысканно несчастный, разочарованный и одинокий ходячий секас. В главе "Княжна Мери" барышни середины 19 века, читавшие роман, должны были писать горячим кипятком от восторга и обожания. И сейчас Герой нашего времени, образ Печорина не менее привлекателен, а может быть - даже более очарователен, чем тогда. Объясню почему.

   Тверд и холоден, как железо   

Автор намеренно показывает Печорина сначала с самой непривлекательной стороны: бесчувственный, холодный, равнодушный, надменный и слишком высокого о себе мнения, эгоист во всей красоте и полноте этого определения. Он делает то, что хочет, и ему совершенно неважно, что это касается и других. Он манипулирует и использует людей, смеется им в лицо и за глаза. Отрицательный герой во всей красе, прелесть которой в первых двух главах понять сложно.

Вторая, бОльшая часть книги представляет собой дневник Печорина, в котором он сам рассказывает свою историю. И все постепенно становится на свои места. В один из моментов повествования в момент бессонной ночи перед дуэлью он напишет:
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъ­ятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся при­манками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благодарных стремлений — лучший цвет жизни.
Печорин бунтарь, но не революционер-вольнодумец, которые были в моде в Санкт-Петербурге в середине 19 века. Он - редкостный самоед и критик собственной души. В нем словно живут два человека - один живет в полном смысле этого слова, а другой постоянно осмысливает его поступки и судит его. Не может не восхищать его умение взять под узды все свои чувства, эмоции, мысли и страсти. Это не просто тотальный контроль и мастерское владение собой, это какое-то изощренное самоистязание. безжалостное отсечение ненужного - всего, что может волновать и тревожить его сердце.
Моя беспросветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни
Он скрытен, злопамятен, жесток, честолюбив без меры, завистлив, но намерено не признается в своих слабостях. Он думает, что ничто не тревожит его, что его воля - крепка, что он - выше всей этой мирской суеты, банальных волнений, склок и церемонностей. Очевидно, как он рисуется перед другими и возможными читателями своего дневника в том, как ловко он манипулирует людьми и контролируя собственные чувства. Но по факту - это лишь нравственный и моральный калека. В одной из глав есть намек, что прошлое (общество, люди и любовь естессна) сделали его таким, это вынужденная попытка выжить и существовать со всеми этими людьми. Но это не мир и общество сделали его таким. Он сам сделал себя таким. 


   All you need is love   

Главу "Княжна Мери" я просто пожирала глазами, хотелось провалиться в книгу - настолько меня захватила эта закрученная игра и любовная интрига. В этой главе Печорина любят сразу две женщины - с обеими он играет, пользуется и питается их чувствами ради собственно удовольствия и развеивания скуки. Это все прекрасно понимаешь и при этом... не чувствуешь к нему неприязни. Понимание его мотивов, его душевных поисков и страданий - настоящая ловушка для умных девушек. Его немедленно хочется разгадывать, понимать, а потом, конечно же, любить и отогревать всеми своими душевными порывами, сжигать себя на жертвенном костре собственного сердца. А сердце любящей женщины не знает ни границ, ни инстинкта самосохранения.

Я не знаю, почему так происходит. Это очень тонкая женская психология. Мы очень, очень любим всех спасать своей любовью. Почему-то многие женщины считают, что если алкоголика любить и давать ему любовь - он перестанет пить. Что если лентяя дыру в диване пролеживающего одарить искренней и чистой любовью, он как встанет и пойдет по всем традициями новозаветной любви и беззаветной веры. Глядя на Печорина нельзя не увидеть, как он страдает, как он мучается и как загоняет себя в ловушку, страдая и мучаясь еще больше в попытке избежать сердечных и душевных тревог. Его поиски счастья и своего места в жизни гипнотизируют всех хорошо воспитанных и начитанных девочек. Будь мне 17 лет - Печорин стал бы идеалом моего мужчины. Он и сейчас бы очаровал меня сверх меры, если бы в реальной жизни у меня не было своего "печорина".

   Обреченный на скитания   

Печорин - логическое продолжение и развитие образа Онегина. Вот только если у Пушкина все кончилось относительно полюбовно, и праздно мающегося Евгения любовь к Татьяне воскресила и наставила на путь оздоровления. То с Печориным все безнадежно, его случай - слишком запущен.

Он не холоден и безразличен - все чувства его атрофированы. Их тупо нет. В душе - пустота, которую он с безнадежным успехом пытается заполнить любовью к лошадям, горам, женщинам с характером (хоть он и говорит обратное), даже Богом. Все тщетно. Его самообман настолько затянулся, что он верит всему, что сам о себе надумал. В момент перелома, когда он мог бы уйти от этого бессмысленного существования. Зачем-то он хочет свидания с Мари наедине. Хотя заявляет в дневнике: "Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны". Ложи и самообман! Зачем бы ему, равнодушному и холодному искать этой встречи? Сообщить обманутой девушке, какой он мерзавец и подлец, доказать и вразумить ее, что его нельзя любить? А блин то она сама об этом не догадалась! Какие сильные слова он говорит в это момент, как он правилен и красив в своих глазах 
Я вам скажу всю истину, - отвечал я княжне, - не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю
Не люблю, говоришь? Что же сердце твое так сильно билось, отчего же ты хотел упасть к ее ногам, если бы только задержался еще хоть на минутку? Это не холодный циник, которому безразличен весь белый свет. Это не прожженый эгоист, который ищет лишь удовольствия для себя. Это тупо влюбленный 23 парень, которого недолюбили и который зачерствел и засох, как забытая на столе горбушка.

   Мужественные женщины Лермонтова   

Я бы советовала "Героя нашего времени" в первую очередь дамам, чтобы лучше понимать свою природу и в чем-то - природу некоторых мужчин. Эти прекрасные в своем несчастье и одиночестве мерзавцы так же пленительно манящи, как скорбный лик Христа на католическом распятье. Мученики обстоятельств, загрубевшие и зачерствевшие души, нуждающие в тепле и ласке. Дорогие дамы! Берегите свои ресурсы и берегитесь Печериных в реальном мире : ) 

Так же, как очарователен Печорин, так же восхитительны женские образы в истории. Их три - Бэла, Мэри и Вера. И всех их объединяет одно - как достойно они ведут себя с главным героем. Одна не забывает про свою гордость и честь, другая, повязанная с ним уже много лет тем не менее находит в себе силы разорвать этот порочный круг, а третья - разумно говорит ему нет и не бросается в благодатное пламя самосожжения. Я бы так не смогла. При всей своей умности и понимании характера Печорина - не смогла и вряд ли смогу.

Почему? Потому что мне его характер близок как никакой другой. Историю Печорина завершает глава "Фаталист". Единственная, которую я запомнила из школьной программы очень хорошо и образно. Уже тогда в 14 лет этот сложный и очень философский кусок повествования нашел отклик в моей душе. Печорин в нем называет себя и свое поколение 
жалкими потомками, скитающимися по земле без убеж­дений и гордости, без наслаждения и страха... неспособны­ми более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья
Разочарование в крайней его степени. Презрение и отвращение к тому образу жизни и образу мысли, что есть вокруг.  Фатализм. Обреченность. Так называемая "тоска смерти". Печорин умер на пути из Персии в возрасте 28 лет. Я нахожу в этом очень злую иронию.

   В заключение   

Все истории Печорина закончились трагично. Он смирился с ролью топора палача, которая опускается на головы его встречных. Он страдает оттого, что причиняет им столько горя, но не может иначе. Не умеет любить. И единственный его удел - путешествия, в которых он хочет умереть.

Во всех историях любви проявляются не только его сильные черты характера героя (а они безусловно таковы), но и ущербность его жизненной позиции, страх перед окружающим миром, который Печорин успешно скрывает, но который явно заметен в его отношении к любви. С горем пополам он умудряется пройти через многочисленные любовные приключения и остаться гордым, свободным и одиноким. Счастлив ли он в этом? Нет. Возможно что он боится ответственности за женщину, которая ему доверится. Или не хочет ни в чём поступаться своей свободой, не хочет ничем ограничивать собственные желания. ведь ему так нравятся эти горячие скачки на резвом коне, когда только он, степь и жаркий ветер в лицо. А как до смешного категоричны его заявления о том, что он не желает жениться ни за что и никогда? Разуверившись в любви, Печорин делает свою жизнь ограниченной, лишает себя душевных переживаний, хотя они  обогащают и украшают жизнь. Своим чрезмерно выверенным и разумным поведением он обрекает себя на одиночество, но сохраняет невнятную свободу (хотя и признается, что сам не знает, нафига она ему). Сильные искренние чувства переполняют его душу, но он умеет подавить их своей якобы безупречной логикой и доводами рассудка. 

Но ведь любили же его и Мэри, и Вера. И Максим Максимыч, готовый в любую минуту готов кинуться ему на шею спустя столько лет и не смотря на его поведение. Даже его приятель и друг-по-уму доктор Вернер готов был в определенный момент броситься ему во спасение с объятьями и готовностью принять. Все было бы, если бы Печорин хотя бы чуть-чуть показал свое желание к тому.

3 комментария: