10 октября 2014 г.

Быть принцессой или не быть?

Общение с девочками-феечками открыло любопытную подробность: так или иначе они все любили мультики и имели свою любимую героиню-принцессу. Что логично. У девочки непременно должен быть перед глазами вдохновляющий женственный образ, определенный эталон. Хорошо, когда это мама, но сойдет и диснеевская принцесса. У меня героев-кумиров женского пола вообще никогда не было. Мужчин - сколько угодно, женщин - ни одной. И оказалось, что такая ситуация сплошь повальное явление. Как-то подруга поделилась, что ее кумиром детства был Гриша Печорин из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Что безусловно свидетельствует о невообразимо развитой личности. Современные девочки очень умные, самостоятельные и независимые. "Тоже мне принцесса нашлась", уничижительное "принцесска" давно стало скорее оскорблением, чем комплиментом. У Нади Гармонии есть прекрасная запись про принцесс на эту тему.

Так что я послушно разделяла позицию, что у меня жопа губа треснет считать себя принцессой. Не сахарная. Не заслужила, видимо. Больно много о себе возомнила. Шиш мне, а не принцесса. В то время, когда девочки-феечки собирались в красивых платишках в уютном кафе с пироженками, чтобы порисовать любимых принцесс Диснея, я с недоумением обнаружила, что любимой принцессы у меня нет вообще. Лихорадочный поиск вдохновляющего сказочного образа показывал пугающую пустоту. 
Ну вот Белоснежка - что в ней такого? Приживалка в доме семи мужиков. Недальновидная, простоватая, если не сказать - скудоумная. Доверчивая, все что не предложишь - берет и ест немытым. За хозяйством следить и пироги печь - и то помогают птицы и прочие звери. Русалочка? Утрированный сахарно-наивный образ Ариэль меня немного раздрожает. Советская русалочка с бесподобной песней "Не должны умирать красивые" безусловно мне ближе хотя бы своей трагичной фатальностью и драматизмом. Если быть предельно честной - каноничные сладенькие диснеевские принцессы меня раздражают. Особенно тем, что достаточно выйти в лес и затянуть песню про солнышко и облачка, чтобы встретить принца. Такого же скудоумного и недалекого, но принца же! В реальной жизни так не бывает...

Казалось бы, все дело в 90х, когда образ принцессы был до того приторным и ванильным, что попа слипнется. На волне эмансипированных 2000х появляются новые принцессы - бойбабы Эсмеральда, Покахонтес, Мулан, Фиона, Рапунцель. Все они так или иначе владели каким-нибудь оружием и проявляли недюжую инициативу по сюжету. Мулан, например, спасла Китай и мимоходом нашла мужа из генералов. Покахонтес хоть и связалась с капитаном дальнего плавания, ни много ни мала спасла целый американский континент. Рапунцель вообще привязала мужчину к стулу угрожала расправой на месте, если он не покажет ей фонарики, тю. Все это конечно мило, смешно, в каком-то смысле актуально. Но все равно не вдохновляло лично меня. И от этого было чувство недостаточной феячности, ущербности на общем слащавоприторном и попослипательном фоне.

Раз уж Дисней не снял историю Таис Афинской, я отдала лавры первенства Сепфоре. Это жена Моисея из мультика "Принц Египта", если что. Ну да, да - не совсем принцесса, совсем не канон Диснея. Но у меня всегда был довольно специфический вкус. Выбирая между принцами, я выберу ни много ни мало, а сразу ветхозаветного пророка Моисея. Сепфора - совершенство. Статная, независимая, своевольная. Носит одежду моего любимого синего цвета. Сбросила Моисея в колодец под многозначительную реплику сестер: "Отец был прав - ей замужем не быть...!" Это же все очень и очень мое! К удивлению я нашла в библейском сюжете форму, а главное - настроение идеальных, с моей точки зрения, отношений: сначала она от него сбежала через всю пустыню, когда он притопал через эту пустыню к ней - бросила в колодец. Ну а потом они поженились, потомуштагладиолус [смеется]. Самый замечательный момент мультика, когда восторженно-просветленный после прямой связи с Богом Моисей прибегает к жене, трясет сандаликами, рассказывает про горящие кусты и великую миссию спасения целой нации... А эта прекрасная мудрая женщина устало садится на подушки и решительно не пускает мужа одного на глобальный исход евреев из Египта. 
   
  
  
Но Сепфора скорее мой великий духовный ориентир, до которого, как и до Принца-Моисея, еще расти и расти. А жить-то надо сейчас, я и так слишком умная. Поэтому вторая любимая принцесса, ориентированная на реальное текущее положение вещей - Мэг из мультфильма "Геркулес".
Вообще-то ее полное имя Мегара, Мегера в русской традиции. И, наверное, это ставит символический крест на мне, как на феечке. Но Мэг - восторг. Идеальная женщина, которая в самых искренних благих порывах связалась с плохим парнем - с Аидом и никак не меньше. И по сюжету, казалось бы, все плохо, беспросветно и нет смысла быть хорошей девочкой. Мне нравится в Мэг абсолютно все: яркая чрезмерная мимика, утрированная пластика с отпячиванием бедра и плечика, волосы, кокетливые манеры, некоторая нарочитая грубость, игривость, безусловное позерство и театральность. Все! Роскошная сексуальная женщина в миниатюрных сандаликах! Я без ума от ее коронной фразы непутевому чудомальчику Геркулесу на его попытки связать слова в адекватное предложение: "Ты всегда такой красноречивый?". О боже мой как же это жизненно! Буквально от и до - мое все! 

... И казалось бы - подумаешь нравится какая-то героиня каких-то мультиков. Что такого особенного это меняет? А оказывается меняет очень многое. Успокаивается какой-то внутренний диссонанс попыток соответствовать и противоборства не соответствовать определенным канонам. Факт того, что существуют сказочные героини, похожие на тебя характером, историей и даже внешне как-то очень успокаивает и обнадеживает. Потому что появляется чувство внутреннего достоинства называть и соотносить себя с Принцессой. есть пример сказки, которую хочется и можется сделать реальной. А там, глядишь, и принц не заставит себя ждать. Хотя в моем случае планка завышена до небес - Моисей и Геркулес в одном человеке!? "Отец был прав - ей замужем не быть...!" [смеется]

Комментариев нет:

Отправить комментарий