10 февраля 2015 г.

Пила

Когда-то очень-очень давно мой бойфренд, наслышанный о моей любви к ужастикам и триллерам, предложил посмотреть фильм "Пила". Разумеется, я возопила в оскорбленном негодовании: фу, мясокишки, я такое не смотрю, я люблю сюжетные триллеры, а эту мерзость смотреть не буду. Все это я говорила не зная о фильме абсолютно ничего, за исключением какого-то неведомо где прицепившегося ко мне стереотипа. И разумеется мы уселись смотреть. И вы не представляете, какой у меня был восторг в конечном итоге! Теперь, когда мне встречается человек, не смотревший и не желающий смотреть "Пилу", мне хочется немедленно уговорить его к просмотру. Люблю, знаете ли, делиться триллерами, а потом маньячно-возбужденно заглядывать людям в глаза с вопросом "Ну как?!". Так вот, если вы не смотрели "Пилу" - этот пост для вас.
Я люблю сложный многоуровневый сюжет и по большому счету мне не важен жанр - историческая ли это драма, триллер, детектив или фильм ужасов. Главное, чтобы на протяжении всего хронометража была интрига, напряжение, недоуменные непонятки, а в конце - бдыщ! - и вообще неожиданная концовка. И представьте же мое удивление, когда оказалось, что самая первая культовая часть "Пилы" оказалась именно таким фильмом. Даже больше.

"Пилу" можно смотреть двумя способами: только первую часть, потому что она одновременно крута и самодостаточна, или как мини-сериал из семи серий. Смотреть вырванные части бессмысленно. Сюжет от начала до конца развивается нелинейно и уже во второй части приготовьтесь к тому, что сцены будут скакать во времени и пространстве в хаотичном на первый взгляд порядке. Это будет интригующе и сложно одновременно тк, чем дальше в лес, тем больше трупов персонажей, которые, конечно же, имеют свою предысторию и весомую связь с основной линией сюжета.

На мой вкус фильм вытянул Тобин Белл, воплотивший одного из самых харизматичных и затейливых маньяков в истории. Его смело можно ставить рядом с Ганнибалом Лектором. Герой Белла - Джон Крамер, инженер, вполне себе благообразный и чинный мужчина околопреклонных лет. С каждой частью фильмы открывают очередной кусочек подробностей его личной жизни, и зритель начинает понимать, откуда у маньяка ноги растут. И как-то поневоле проникаешь к нему симпатией, когда видишь актера с человеческими эмоциями и нормальным, не пугающим до усеру выражением лица.
Не вдаваясь в спойлеры, скажу, что он нереально крут, харизматичен и прозорлив. На одну из премьер фильма создатели принесли одну из хитроумных ловушек Джона Крамера, которая в действительности могла сделать то, что было показано в фильме. Когда еще не было серии фильмов "Пункт назначения" перчинкой которого были странные нелепые летальные случайности, "Пила" уже поражала своей изощренной фантазией на эту тему. Мне было больше всего любопытны именно эти устройства тк вот уж действительно причудлив человеческий мозг, способный вообразить такое.

Нужно отдать должное авторам за то, что они состряпали фильм в буквальном смысле на коленке. Сцены саги снимались в гримерках и коридорах студии, ряд актеров вообще снимались только один день и в дальнейшем их заменяли участники съемки своими личными конечностями. И не смотря на свои смехотворные затраты "Пила" до последней части собирала рекордные кассовые сборы, окупаясь десятикратно за каждую часть.
Любителям психологических головоломок и психологических мудорствований первые три фильма дают очень интересный и неоднозначный посыл, который заставляет зрителя усомниться: Джон Крамер - убийца или спаситель? Маньячный психопат или совершенно адекватный человек со своими таракашками (а у кого их нет)? 
Суть фильмов такова: берется герой, который в чем-то ВИНОВЕН. Совершил мелкую кражу, не мыл руки перед едой, тихо испортил воздух в трамвае, плохо относился к жене, это не важно. Возможно, даже не он сам, а кто-то из его друзей или родственников. Включается телевизор, и страхолюдная кукла замогильным голосом сообщает: «Я хочу поиграть с тобой в игру. Правила очень просты. Ты неправильно припарковался, поэтому, если ты за 30 секунд не выковыряешь себе глаз через жопу сломанной рукой, тебя вообще распидорасит (с)
На самом деле страх "Пилы" это не разбросанные кишки и фонтанирующая ведрами кровища, не сцены безусловно изощренных и жутких пыток. А возможность выбора. По сути, Конструктор, никого не убил. Он лишь создавал условия, а жертва уже сама решала - жить или умереть. "Live or die. Choice is yours". и волей неволей зритель сам ставит себя на место жертвы, решая, как поступить. И это действительно пугает! А в конечном итоге ошеломляет тот факт, что все могли выжить, всем был дан шанс спастись. Более того, главный маньяк ревностно соблюдал правила игры и победители действительно отправлялись по домам перевоспитанные и просветленные. Часть испытаний и вовсе носила сугубо психологический характер, не требовавших от жертвы резать себе ноги или выковыривать глаза. 
Первые части с первой по третью считаю вообще идеальным куском истории, после которых можно вообще ничего не смотреть. Потому что дальше начинается по большому счету то самое кишкимясо, которые я не очень люблю. И дело даже не в обилии криков и крове, а в том, что визуальная и вообще подача превратила изысканный психологический триллер в фарш. И на протяженни  4-5-6-7 части медленно перемалывает хороший сюжет и грамотно идею в невнятную массу для кассовых сборов. Если вы хотите разобраться, где же там все-таки суть да дело, придется досмотреть. В 6-7 части даже игры маньяка становятся скучными и смотреть на вопящих актеров довольно весело. Впрочем, такая участь постигает все саги, в которых количество продолжений превышает 3 фильма. 

И все-таки! Финал саги "Пила" вполне в духе первой, канонично-лаконичной части. Да, многим он не нравится. Да, много копий было сложено по этой теме. Но что есть - то есть. Если бы режиссер остановился только на одной части и в свет вышел только первый фильм, он бы до сих пор был самым восхититльным триллером. Его концовка доставляет примерно так же, как крутящийся волчок в фильме "Начало". 

2 комментария:

  1. Обожаю "Пилу" именно за то, что ты и описала)) Прямо даже добавить нечего. Потрясающий фильм(ы)! И искренне не понимаю людей, которые воротят от него нос.
    Меня как-то парень позвал в кино на первое свидание, я выбрала "Пилу" (не помню какая часть тогда вышла), так он после сеанса побледневший сбежал, назвав меня маньячкой xD
    Мы сейчас смотрим сериал "Декстер", я просто в восторге от закрученности сюжета, мурашки по коже прям. До этого видела какие-то части серий и не зацепило вообще, тк ничего не понятно. Но начала смотреть с начала и прям ухххх! Советую)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне кажется, все помнят пилу по последним частям, когда она уже примелькалась и стала узнаваемой в кинотеатрах. а вот первую никто не помнит. а ведь без нее очень сложно составить правильное впечатление об истории...

      вот кстати после пилы я стала гораздо спокойнее к "мясным" вещам. Ганибал с его эстетической убийственностью вообще вызвал у меня восторг, хотя я понимаю, что довольно странно находить красивой композицию из трупов хахаха декстера и другие сериалы этой темы еще не смотрела

      Удалить